«Милость превозносится над судом». — Господи, даруй мне всех прощать и всех простить не потому, что их дела достойны прощения, ибо откуда я знаю, кто чего достоин, а чтобы я не оказался виновен, осудив невинного. «Суд — дело Божие», а моё дело — исполнять Волю Твою. Сделай же надо мной так, Господи, чтобы ни жажда возмездия, ни ложная жалость не помешали мне исполнить Твою Волю по отношению к любому человеку.
*
«Если милостивый не бывает выше справедливого, то он не милостив». — Не хочу я, Господи, быть ни справедливым, ни милостивым, мне Ты дал желать только одного — исполнять Волю Твою по отношению ко всем. Ты будь справедлив к одним и милостив к другим, а мне даруй быть лишь орудием как Твоей справедливости, так и Твоей милости. И да будет во всём Воля Твоя.
*
«Милостивый не только даёт людям милостыню из своего, но и с радостью терпит от других неправду и милует их». — Я рад, Господи, отдать не только милостыню, но и жизнь мою всякому нуждающемуся, и готов терпеть любую клевету, но я не могу терпеть её с радостью, ибо кáк можно радоваться своему спасению, видя чужую гибель, зная, что Ты погубишь говорящих ложь.[i] Я могу радоваться, когда у меня отнимают лишнее, от которого я не смог избавиться сам. Но когда кто-то говорит неправду — хоть на меня, хоть на кого угодно, он оскорбляет Тебя, и я не могу не чувствовать этого и потому не могу радоваться. Зная, чтó будет со всеми говорящими неправду, я скорблю о них, потому что о них скорбишь Ты — это Твоя скорбь, Господи, и даруй мне не лишиться её до конца моих дней, ибо лишиться её — значит лишиться Тебя !
*
«Кто победит справедливость милостью, увенчивается не подзаконными венцами праведников, но евангельскими венцами совершенных». — Я не хочу, Господи, венцов, я просто хочу быть с Тобой. Мне не нужны от Тебя венцы, мне нужен Ты.
*
«Как нельзя утолить жажды нарисованною водою, так словом без дела никого нельзя поддержать». — Спаси меня, Господи, от пустословия и болтовни, от всяких обещаний и посулов, даруй уподобиться Тебе — безмолвному и невидимому Служителю всего сущего.
*
Даруй мне, Господи, самому ненавидеть себя, чтобы тебе не приходилось в других людях возбуждать ненависть ко мне. Даруй мне, Господи, самому осудить себя, чтобы Тебе не пришлось осуждать меня через моих ближних. Даруй мне, Господи, самому смиряться с Твоей Волей, чтобы Ты не смирял меня через другого человека.
*
«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». — Спаси меня, Господи, от нераскаянности, от какого-то тёмного упрямства, которое иногда возникает во мне и не даёт немедленно признаться в проступке, в ошибке, в своеволии, в глупости.
*
Даруй мне, Господи, помнить, что не тот любит Тебя, кто с радостью исполняет Твою приятную Волю, но тот, кто терпеливо исполняет Твои тяжкие Повеления, не уклоняясь от всех вытекающих из этого исполнения последствий.
*
Господи, освободи меня от всех желаний, кроме желания Твоей Любви.
*
Господи, даруй мне око чистое, разум светлый, сердце мягкое, душу кроткую, волю корную, терпенье Ангельское, смиренье Божественное.
*
Поверни, Господи, душу мою в противную сторону от мира сего, чтобы я не к славе и сладостям рвался ради себя, а к скорбям и тревогам ради ближних моих, не к лёгкостям был готов ради покоя своего, а к трудностям — ради Покоя Твоего.
*
«Путь Божий есть ежедневное терпение внешних и внутренних бедствий. Никто не восходит на небо, живя удобно и безмятежно». — Спаси меня, Господи, от удобств и безмятежности, чтобы я был с Твоими Сынами, а не с миром стремящихся к удобствам, уюту и благоустроенности, «ибо тем и отличаются Сыны Божии от сынов мира сего, что живут в скорбях, трезвении и сокрушении, пока мир веселится в наслаждениях, опьянении и покое». — Пусть не мне будет удобно жить, а Тебе, Господи, будет удобно творить через меня Твою Волю.
*
Радость чувствования Тебя, Господи, выше всех радостей земных ! Ради того, чтоб чувствовать Тебя в душе, я готов терпеть любые муки, не помнить себя, не знать никакого утешения. Ибо милость Твоя лучше нежели жизнь, и разумение Тебя сладостнее дыхания. Даруй же мне, Господи, по великой милости Твоей, такую любовь, которой не страшно принять тяжкую смерть за любимых Тобою. Только в Любви корень всякого вéдения, исток душевного здоровья, основание сил и терпения.
*
«Когда познает человек, что сердце его достигло младенческой чистоты ? — Когда каждому человеку открывается он как другу, когда всех людей видит он добрыми и хорошими и никто не представляется ему нечистым и осквернённым, — тогда подлинно чист он сердцем». — Сохрани во мне, Господи, чистоту, которую Ты дал мне от рождения, даруй быть всегда живым, доверчивым, надеющимся, любящим. Пусть никакие обманы и коварства человеческие, никакие подлости и преступления не поколеблют моей веры, надежды и любви, моей истинной жизни ради Тебя !
*
Господи, даруй мне забыть все мирские способы добывания жизни, освободи меня от того, что уже добыто такими способами. Сделай меня младенцем, ничего не знающим и не понимающим, кроме Тебя, умоляю Тебя !
*
Господи, даруй мне понимать, какими сторонами своими я далёк от мира, а какими связан с ним, и избавь меня от него полностью. Ибо Отцы говорят, что много есть таких людей, которые двумя или тремя частями своими отрешились от мира и возомнили о себе, что стали чуждыми миру во всём, а не знают того, что только двумя частями они умерли для мира, прочие же части их живут в миру. Спаси меня, Господи !
*
«Слёзы во время молитвы — признак Божьей Милости, которой сподобилась душа в покаянии своём, признак того, что молитва принята и слезами начала входить на поле чистоты». — Господи, даруй мне милость сию, даруй мне чистоту от всего, чтó разлучает меня с Тобой !
*
«Любовь, порождаемая чем-либо вещественным, подобна свече, которая скоро гаснет, или ручью, который скоро высыхает. Любовь же, рождённая Богом, подобна солнцу, светящему во веки веков, или бьющему из земли источнику, потоки которого никогда не иссякнут». — Спаси меня, Господи, от духа земной любви и даруй мне, Господи, дух любви бессмертной, умоляю Тебя ради Святого Имени Твоего !
*
«Жизнь в миру подобна буквам, начертанных на открытой табличке, так что когда кто хочет — дописывает туда что-нибудь или зачёркивает, производя перемены в зависимости от своих желаний и выгод. А жизнь в Боге подобна литерам, начертанных резцом на каменных скрижалях, запечатанных царскою печатью, в которых нельзя ничего ни прибавить, ни убавить». — даруй мне Господи, жить и умирать по Твоим вечным Законам, а не по лживым, тленным и суеверным измышлениям людей. Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю.
*
«Пока есть в тебе дыхание жизни, распни себя на молитве, прежде чем пришла смерть. Пока есть у тебя глаза, наполняй их слезами, прежде чем покроются они прахом. Пока есть у тебя тело, покоряй его Воле Бога, прежде чем оно сгниёт в земле». — Даруй мне, Господи, исполнить всё сказанное !
*
Даруй мне, Господи, каждый миг чувствовать мои промахи и не завидовать тем, кто исцеляет больных и воскрешает мёртвых. Даруй мне, Господи, скорбеть и воздыхать об испорченности души моей, а не мечтать доставить пользу всему миру. Даруй мне, Господи, видеть себя самого, а не лики Ангелов и Святых, — умоляю Тебя ради Имени Твоего !
*
Даруй мне, Господи, молитву непрестанную, ибо только от непрестанной молитвы мир умирает во мне.
*
«Что соль для сохранения пищи, то смирение для сохранения добродетели». — Не дай мне, Господи, сознавать в себе никаких добродетелей до тех пор, пока я не почувствую в себе истинного смирения.
*
«Покаяние есть с сокрушением и молитвою приближающееся к Богу неослабевающее прошение об оставлении прошедшего и мольба о хранении будущего». — Даруй мне, Господи, искупить всё, что я могу искупить из того, в чём нарушил Твою Волю в прошлом, и ради Имени Твоего сохрани меня в будущем от Её нарушения.
*
«Чтó такое чистота ? — Кратко сказать: сердце, милующее всякую тварную природу». — Даруй мне, Господи, ради Имени Твоего, сердце милующее, всех жалеющее, о всех страдающее, о всех молящееся: и о людях, и о животных, и о нелюдях, и о бесах, и о демонах, и о врагах истины, и о причиняющих вред — о всяком существе живом. Чтобы сердце моё не выбирало кого жалеть, а жалело всех, как солнце на всех светит. Даруй мне никого не ненавидеть, кроме своих пороков, которые мешают мне жалеть всех !
*
Даруй мне, Господи, жалеть вечное в каждом существе, а не конечное, ибо жалость к конечному, будучи не подчинённой вечному, часто приносит вред, а жалость к вечному, хотя нередко и кажется вредом и нелюбовью, приводит к Благу.
*
Даруй мне, Господи, в жалости руководиться не моими чувствами, жалеющими конечную жизнь всякой твари, а Твоим Разумом, жалеющим вечную жизнь всякого существа.
*
Господи, даруй мне всё вытерпеть ради любви к людям !
*
Господи, спаси меня от самомнения и от миромнения и даруй мне всегда видеть и слышать Твоё Мнение обо мне, — умоляю Тебя !
*
Господи, даруй мне всегда радоваться любой нужде, потому что любая нужда — это всегда повод встретиться с Тобой, обнять Тебя, ощутить тепло Твоих Рук, доброту Твоего Сердца, свет Твоей Души. Чем меньше у меня всего, тем чаще Ты приходишь, потому все любящие Тебя любили бедность. Теперь я понял, почему горе богатым — потому что, чем больше человек имеет всего, тем реже он встречается с Тобою. А для меня нет большего горя, чем не видеть Тебя, мой Господи !
*
«В молитве пред Богом будь ребёнком лепечущим, а не витией мудрствующим. Не говори чего-либо от знания, ибо знающий не нуждается в Боге, но немощью младенческой призывай Бога к себе и, как дитя, ходи пред Ним, чтобы сподобиться тебе отеческого промышления, какое отцы имеют о детях своих и младенцах». — Даруй мне, Господи, путь правды младенческой, бесхитростный образ мыслей и чувств, дабы я рос невинно и простодушно на Твоих Руках, Отец мой !
*
«Как тот, у кого голова в воде, не может вдыхать воздуха, так и тот, у кого мысли погружены в житейские заботы, не может вдыхать в себя воздух Вечного Мира». — Спаси меня, Господи, от этой трясины — забот житейских, даруй во всём уповать на Тебя и погружаться в суету только по Воле Твоей ради блага людей.
*
«Стремление к телесным удобствам и духовному покою во все времена заставляло людей забывать Бога». — Спаси меня, Господи, от всяких удобств и покоев, в которые меня погрузили с детства, и сохрани меня, чтобы сам я никогда не стремился к ним, чтобы все мои силы были направлены только к исполнению Твоей Воли, независимо от того, чем оно обернётся для меня: удобствами или лишениями, покоем или страданием.
*
«Смиренномудрие есть одеяние Божества». — Даруй мне, Господи, истинное смиренномудрие ! Я долго думал о том, чтó есть смиренномудрие, долго просил Тебя объяснить мне, и вот Ты открыл мне, Господи, и объяснил, — благодарю Тебя, Отец мой. Смиренномудрие — это понимание того, что всё необходимое открываешь Ты, и всё ненужное закрываешь Ты; Ты напоминаешь, и Ты предаёшь забвению, Ты изостряешь ум, как бритву, и Ты делаешь его тупым, как обух; Ты возжигаешь в нём свет и поселяешь тьму. Смиренномудрие — это памятование в каждое мгновение жизни о том, что всякая премудрость, понимание, разумение, соображение, постижение, а также умение, ловкость, проницательность и любая способность даруется Тобой, а не производится мной. Это Ты во мне понимаешь, и Ты не понимаешь во мне, это Ты во мне всё можешь, и Ты не можешь ничего. Смиренномудрие — это постоянная борьба с превозношением над другими: над глупыми, бездарными, неизбранными, отверженными, непросвещёнными, грешными, нечистыми, злыми. Смиренномудрие — это постоянная памятование о том, что я чист не потому, что сам сохранил свою чистоту, а потому что Ты меня в ней сохранил; что чист я не для того, чтобы мне жилось лучше на Земле или на Небе и мне завидовали другие, а для того, чтобы моя чистота послужила спасению многих от их нечистоты, то есть я чист не для себя, а для всех, и не я себе загодя выбрал чистоту, но Ты родил и воспитал меня в ней. Память о том, что всё благое во мне есть Ты, что Ты производишь во мне всякое действие по Своему благоволению — вóт что такое смиренномудрие. Даруй мне, Господи, память о том вечную, умоляю Тебя !
*
«Кто грехи свои считает незначительными, тот впадает в худшие и понесёт семикратное наказание». — Ты открыл мне, Господи, истину великую: только гордыня человеческая, которая есть верх глупости, считает что-то значительным, а что-то ничтожным, но в Твоём Мире значительно всё. Ты сказал: «Кто сочтёт незначительной песчинку, попавшую ему в глаз, и продолжит колоть дрова, тот отрубит себе ногу». — Так мир людей, посчитавший незначительным малое непослушание Тебе, кончит полным саморазрушением. Спаси меня, Господи, от их ада ! Даруй мне помнить, что в Отношениях с Тобой всё значительно, всё важно, всё существенно. Только безумие считает что-то ничтожным; для разума всё судьбоносно.
*
«Кто терпит возводимые на него обвинения, плача не о себе, а о клеветниках, тот достиг совершенства». — Даруй мне, Господи, забыть себя безвозвратно и думать только о благе других людей. Помилуй, Господи, всех враждующих со мной напрасно, ибо я по себе знаю, чтó ожидает их, какая боль пронзает сердце того, кто осознал, что оскорбил невинного и чистого человека !