Найти в Дзене
Дмитрий Синяговский

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОНДА «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

(Доклад на XIII Рождественских чтениях, 2005 г.)

1. Введение.

Ваше Высокопреосвященство, отцы, братия и сестры. Позвольте предложить Вашему вниманию сообщение на тему «Просветительская деятельность Регионального Общественного Фонда “Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви”».

Само название Фонда в честь новомучеников и именительный падеж слова «память», напоминающий величание, которое Церковь поёт своим святым, – являются обращением к обществу (как церковному, так и не церковному) с призывом о почитании, о незабвении мучеников и исповедников в ХХ веке в земле Российской просиявших. Такой призыв соответствует главной задаче Фонда – собиранию и распространению в обществе знания о мучениках и исповедниках Русской Православной Церкви.

Незнание же мучеников и исповедников небезопасно для православного христианина. Вот как учит нас об этом наша Церковь в лице своего святого отца преподобного Симеона Нового Богослова:

…святые, приходящие из рода в род через делание заповедей Божиих, сочетаются с предшествующими по времени святыми, озаряются подобно тем, получая благодать Божию по причастию, и становятся словно некоей золотой цепью, в которой каждый из них – отдельное звено, соединяющееся с предыдущим через веру, дела и любовь, так что они составляют в едином Боге единую цепь, которая не может быть легко разорвана.
Кто не изволяет со всей любовию и желанием в смиренномудрии соединиться с самым последним (по времени) из всех святых, имея к нему некое неверие, тот никогда не соединится и с прежними, и не будет вчинен в ряд предшествовавших святых, хотя бы ему казалось, что он имеет всю веру и всю любовь к Богу и ко всем святым. Он будет извержен из среды их, как не изволивший в смирении стать на место, прежде век определённое ему Богом, и соединиться с тем последним (по времени) святым, как предопределено ему Богом.

2. Историческая справка

Руководит работой Фонда игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, автор известного семитомного исследования о новомучениках. Им в 1970-е годы была начата работа по собиранию и изучению устного и письменного предания о мучениках, исповедниках и подвижниках благочестия российских ХХ века.

Благодаря начатой с 1992 года публикации результатов его исследования в нашей стране появился первый общедоступный исчерпывающий и безупречный источник по новомученикам Российским. Результаты исследования послужили основанием канонизаций новомучеников на соборах 1997 и 2000 годов и в послесоборное время. Создание же в 1997 году Фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» было продиктовано в первую очередь убежденностью в том, что дело сохранения и освоения опыта святости Русской Церкви, которую она явила в ХХ веке, было бы неправильным осуществлять далее только за счёт личных усилий узкой группы людей.

3. Формы просветительской деятельности Фонда

Основой просветительской деятельности Фонда является фундаментальное исследование русской истории ХХ века. Это исследование было начато опросом очевидцев гонений. С начала 1990-х годов появилась возможность работы в архивах государственных учреждений, а самое главное, в архивах ФСБ, благодаря чему собранные устные свидетельства были проверены и дополнены. В настоящее время исследования ведутся в Москве в Государственном Архиве Российской Федерации, в Санкт-Петербурге в Российском Государственном Историческом Архиве и в других архивах.

Семитомное собрание житий «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним»

является плодом этих многолетних исследований. А соприкасаясь с сердцем и душой вдумчивого и искренне любящего свою Родину читателя-соотечественника, эти книги способны сами стать семенем, которое принесёт свой обильный духовный плод. И за 13 лет – с издания первого тома – для многих эти книги стали подспорьем, а зачастую и главным стимулом в воцерковлении, в духовной работе над собой, а также и в выработке более адекватного понимания своего народа, его истории и истории Церкви. Практика чтения житий из этих книг за братской трапезой вошла в обычай в некоторых монастырях и духовных учебных заведениях. В некоторых храмах бывают по инициативе прихожан и клирошан чтения житий из этих книг на воскресной литургии, если память новомученика приходится на этот день или хотя бы даже на ближайшие дни. Благодаря распространяемым Фондом материалам, причту и прихожанам многих храмов становится известен факт наличия среди новомучеников своего храмового святого – священника или мирянина. В некоторых таких приходах созданы или создаются стенды, мемориальные уголки или даже музеи. Зачастую Фонд оказывает консультационную помощь в такой работе. Известны уже не единичные случаи, когда по просьбе родителей крещаемым младенцам нарекаются имена в честь мучеников и мучениц Российских ХХ века. Совсем недавно, две недели назад, у нашей певчей родился мальчик, которого нарекли Романом в честь священноисповедника Романа (Медведя).

Книгам «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» в 1997 году была присуждена премия митрополита Макария, а в 2003 году – премия Союза Писателей России. Избранные жития выпущены зарубежными издательствами за границей в переводе на английский и сербский языки. Издание этой серии сейчас завершено – в 2002 году вышел седьмой, заключительный том.

Вторым фундаментальным изданием о новомучениках, имеющим большое просветительское значение является серия «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии».

-2

Жития расположены по календарному принципу, издано 5 томов, охватывающих месяца с января по ноябрь.

Это издание стало результатом отдельного большого проекта по изучению гонений на Церковь в Московской епархии.

Огромное значение Фонд придает и ознакомлению современников с творениями новомучеников. Для этого начат выпуск ещё одной серии под названием «Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». Издано на сегодняшний день 6 томов – 2 книги творений сщмч. Фаддея, архиепископа Тверского – Проповеди и Записки по дидактике (труд по православной педагогике), 2 тома собраний статей и проповедей сщмч. Андроника, архиепископа Пермского (том 1 - Статьи и заметки, том 2 - Проповеди, обращения, послания), богословские работы сщмчч. Петра Зверева – «Экзегетический анализ первых двух глав Послания Апостола Павла к евреям» и Амвросия (Полянского) «Учение о Царстве Божием по сочинению блаженного Августина о Граде Божием».

Вместе с житиями, изданными отдельными брошюрами,

-3

в библиотеку собственной печатной продукции Фонда сейчас входит уже 33 книги.

В 2004 году Фонд приступил к изданию звукового варианта книг игумена Дамаскина. Чтение самим автором житий из своих книг на радиостанции «Радонеж» ведётся уже на протяжении более 10 лет. Эти передачи бывают в эфире не очень часто, но неизменно оставляют очень глубокое впечатление. Учитывая это воздействие живого слова автора, и то, что современный человек уделяет всё меньше и меньше времени чтению книг, было решено приступить к выпуску аудиокассет. Вышла пока одна кассета – жития новомучеников, чья память празднуется в январе, – продолжительностью 1 час 45 минут и вышла также версия на лазерном диске.

-4

Эффективной формой донесения информации до потребителя в наши дни является интернет. Интернет-ресурс Фонда «Память мучеников и исповедников» выделяется следующим:

Во-первых – уникальный по краткости и простоте легко запоминающийся адрес – www.fond.ru

Во-вторых – большая ёмкость и «мультимедийность» сайта – на нём размещена в электронном виде вся наша печатная продукция – т.е. все 33 книги, кинофильм и несколько видеофильмов о новомучениках, материалы всех Соборов и всех канонизаций с 1917 года по 2004 год, функционирует календарь дней памяти новомучеников, обновляющийся каждый раз после очередного заседания Синода, в звуковом формате размещены жития новомучеников Российских, читаемые автором, имеется фотогалерея – т.е. собрание всех фотодокументов, использованных в книгах, богослужебный раздел с текстами тропарей и служб новомученикам, иконографический и другие разделы.

В третьих – сайт отличается продуманностью, идейным единством всех материалов – при всем их разнообразии и смысловой насыщенности.

Сайт имеет своих постоянных посетителей, и большое количество людей обращается к нему как к надежному справочно-информационному источнику, когда возникает необходимость в той или иной информации по канонизированным новомученикам. Посещаемость сайта в течение трех последних месяцев в среднем 250 человек в день.

С целью обеспечения доступности всех материалов сайта для храмов и монастырей, не имеющих подлючения к сети Интернет, нами выпущена полная версия сайта на лазерном диске. На прошлогодних Рождественских чтениях все желающие могли получить этот диск вместе с другими раздаточными материалами.

Фонд уже не первый год принимает участие в Рождественских чтениях. Чтения 2003 года и прошлогодние чтения, посвященные теме «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение отечества» были отмечены содержательными и глубокими докладами сотрудников Фонда и исследователей, на постоянной основе сотрудничающих с Фондом.

Следует упомянуть доклад секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых священника Максима Максимова о деятельности этой комиссии. В докладе им были освещены такие вопросы как: история комиссии по канонизации, принципы, которыми руководствуется комиссия при рассмотрении материалов, как готовятся и подаются материалы на канонизацию, какие факты в биографии пострадавших в годы гонений исключают возможность их причисления к лику святых. Отцом Максимом были освещены особенности происшедшей на Архиерейском Соборе 2000 года канонизации: были канонизированы сразу все новомученики и исповедники, явленные и неявленные, а в послесоборное время происходит не канонизация, а лишь выявляются их имена, изучаются материалы и принимаются решения о включении этих имен в Собор новомучеников Российских.

Вице-президент Фонда Александр Васильевич Буренков представил доклад, в котором впервые раскрываются неизвестные страницы деятельности главы Фонда, автора книг по исследованию подвига наших мучеников. Это – экспедиции по всей стране в 70-е, 80-е и 90-е годы, работа в Синодальной комиссии по реабилитации духовенства, изучение материалов в архивах КГБ, исследование мест захоронений мучеников и обретение их мощей. Кроме этого, доклад содержит ряд заслуживающих серьёзное внимание своей новизной и глубиной концепций, теоретических обобщений в области историографии, агиографии и геополитики. Вводится понятие летописно-проложный метод изложения истории. В области анализа внутренних механизмов, определяющих историческое движение России, выдвигается версия двух внутренних линий движения – нисходящей линии – линии государственности, построенной на инородных формах социального переустройства общества, и восходящей линии восстановления русской государственности. Интересно проведённое в докладе сопоставление составов преступления, по которым выносились смертные приговоры мученикам в Римской империи и в Советской России. В Римской империи казнили по принадлежности к христианской Церкви, которая законодательно признавалась антигосударственной организацией. В тех условиях исповедание себя христианином перед мучителями и квалифицировалось Церковью как подвиг исповедничества и мученичества. В условиях же советского времени сама принадлежность к христианской Церкви не являлась уголовным преступлением, и поэтому следствие стремилось добиться от подследственного признания в ведении контрреволюционной, антигосударственной деятельности, через оговор или себя, или своей церковной общины или всей Церкви.  Таким образом, подвиг исповедничества в ХХ веке был более сложным, двухсоставным – надо было,  свидетельствуя о себе как о христианине, выстоять в главном – не лжесвидетельствовать против себя и Церкви. Этот специфичный для мученичества ХХ века  параметр воспринят Комиссией по канонизации как один из главных критериев канонизации.

Священник Олег Митров, член Комиссии по канонизации святых Московской Епархии, к 12-м Рождественским чтениям подготовил доклад «Истоки трагедии русского народа в XX веке». Это первый опыт прослеживания всего исторического пути России с помощью цивилизационного метода исследования исторического процесса, открытого великим русским учёным Николаем Яковлевичем Данилевским. Сущность этого метода состоит в том, что в качестве объекта исторической науки берётся не общественно-экономическая формация, а самобытная цивилизация, или по терминологии Данилевского культурно-исторический тип. Доклад настолько значим, что по предложению организаторов чтений он был прочитан дважды – на пленарном заседании в сокращенном виде для всех участников чтений и второй раз – уже без сокращений –  на заседании секции «Новомученики».

Тексты  выступлений наших сотрудников и соделателей на Рождественских чтениях напечатаны в сборнике «Труды», в электронном виде эти тексты доступны на сайте Фонда, а некоторые выступления размещены в аудиоразделе сайта и в звуковом формате.

Огромное просветительское значение имела проведенная нами на прошлогодних чтениях акция по распространению раздаточных материалов Фонда. Более 3000 человек получили материалы Фонда, посвященные новомученикам и исповедникам Российским – 2 сборника статей, компьютерный диск с локальной версией сайта, видеокассету с шестью фильмами о новомучениках.

Фонд уделяет большое внимание созданию фильмов. В 2003 году Фонд снял фильм о церковно-археологической экспедиции Фонда на остров Анзер Соловецкого архипелага, для исследования места, где до 1925 года в Троицком храме под спудом почивали мощи подвижника 17 века преподобного Елеазара Анзерского. Все знают, что большевики кощунствовали над уже обретёнными останками святых. Но оказывается, что ненависть безбожников к святыне была так велика, что ими производились и изъятия останков святых из-под земли, как это случилось на острове Анзер. В 1925 году мощи были выкопаны и увезены. Из фильма можно узнать, что было обнаружено уже в 2003 году в разорённом большевиками погребении преподобного Елеазара.

Завершена работа над документальным фильмом «Преподобноисповедник Леонтий Стасевич». Трижды подвергавшийся арестам и ссылкам в годы гонений, архимандрит Леонтий безукоризненно держался на допросах. Местом его священнического служения в последние годы жизни вплоть до кончины в 1972 году было село Михайловское Ивановской области. Народное почитание старца и в наши дни весьма велико. При жизни же архимандрита Леонтия к нему стекалось столько народа и это так раздражало власти, что с целью воспрепятствовать паломничеству верующих была отменена остановка поезда на станции, ближайшей к селу Михайловское. Отец Леонтий прославлен на Соборе 2000 года в лике преподобноисповедников.

Фондом зарегистрирована киностудия «Пролог». В процессе создания фильм о подпольном женском монастыре, скрывавшемся под видом коммуны «им. Крупской». Последняя насельница монастыря скончалась в феврале 2004 года. За два месяца до этого мы были у неё в гостях и записали на видеоплёнку её рассказ, который войдёт в фильм.

В прошлом году в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя на большом экране участникам пленарного заседания были показаны три фильма.

Проводятся встречи с учащимися Богословских учебных заведений, насельниками монастырей, члены Фонд участвует в Иринарховских чтениях, в Глинских чтениях, в мероприятиях, проводимых Союзом писателей. Работа Фонда освещалась на телевидении в передаче «Русский дом», по радио – студиями "Маяк", "Народное радио" и "Говорит Москва".

Эффективной формой просветительской работы следует признать участие в православных выставках. Большое количество разнообразной собственной продукции Фонда по теме «Новомученики» позволяет создать насыщенную, вызывающую интерес экспозицию на стенде. Одна из последних выставок, в которой принял участие Фонд – Нижегородская выставка-ярмарка 2004 года. Участие в выставке имело большое просветительское значение, т.к. всего за одну неделю более тысячи человек ознакомились с деятельностью Фонда и темой «Мученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ столетия», приобрели нашу продукцию. Посетители имели возможность приложиться к привезённым нами иконам с частицами мощей сщмч. Владимира (Богоявленского) и сщисп. Романа Медведя. В течение работы выставки сотрудниками Фонда дважды была проведена презентация Фонда с рассказом о деятельности и практической наглядной демонстрацией работы с сайтом Фонда. За активное участие в работе выставки Фонд награжден Дипломом 1 степени.

В октябре прошлого года Фонд принял участие в выставке «Православная Русь» в Санкт-Петербурге. В рамках выставки проведена презентация фонда, продолжавшаяся 3 часа, благотворительно распространены ряд книг, брошюр, компьютерных дисков. Православная студия Петербурга, съёмочная группа которой присутствовала на презентации, выпустила видеофильм, рассказывающий о деятельности Фонда и о теме мучеников в целом. Фильм был показан по Петербургскому телевидению.

В рамках просветительской деятельности были написаны и опубликован ряд стетей о деятельности Фонда и о новомучениках. Среди них  можно назвать  статьи З.П.Иноземцевой  в журнале «Новая книга России» № 8/2004 «Житие жизни» – об использовании архивных источников при изучении истории РПЦ, а также  в журнале «Духовное Обозрение» № 3 (5) август 2004 г.. «Совместимы ли эмоциональные идеологемы с научной критикой исторического источника» – об использовании судебно-следственных дел по процессам духовенства.

Работа по распространению в обществе знания о новомучениках продолжает оставаться актуальной. Как уже говорилось, игнорирование новомучеников  как святых ставит под вопрос взаимоотношения христианина и с древними святыми. И в национальном возрождении они могут стать той твердыней, на которую мы можем опереться, а в случае повторения тяжелых испытаний, в более выгодном положении окажется тот, кто успел воспринять их опыт беспреткновенного, с точки зрения спасения души, выстаивания в испытаниях. Теперь у нас есть всё необходимое для использования этого небесного ресурса, есть книги, прошла канонизация – сами мученики ждут обращения к ним за помощью.