Найти тему

«30 лет назад у нашего театра было другое имя»

Валентина Лутц, художественный руководитель «Театра у Нарвских ворот»

Культурный Петербург №1 (102) 2020
Культурный Петербург №1 (102) 2020

Детский  драматический  «Театр  у  Нарвских  ворот»  будет  отмечать  в  2020 году  тридцатилетие  творческой  деятельности.  Создатель  и  бессменный  художественный  руководитель  театра  Валентина  Лутц  ответила  на  «предъюбилейные»  вопросы  нашего  корреспондента.

Начало девяностых — время безудержной гонки за материальными благами. А у вас — новорожденный театр. Что стало побудительным мотивом к его созданию?

— Творческая свобода, конечно. В 1990-м году в Ленинграде было создано 188 новых театральных проектов. Из  именитых государственных театров уходили активные «творческие единицы», неуспокоенные энергичные актеры, режиссеры, администраторы. Ира Коваленко, Сергей Харитонов, Александр Житников. Каждое имя — легенда петербургской сцены.

Поэтому сейчас в нашем городе каждые 5–10  лет и  случается волна театральных юбилеев. «Санкт-Петербург Опера» и  «Комедианты», «Детский театр на  Неве», «Особняк», «Остров», «Ледовый театр», «Театр Дождей», «Театр поколений», «Карамболь»… Поэтому говорить о  тогдашнем безусловном диктате денежных резонов не приходится.

Что  же до  финансовой «лихости» 90-х, то  — да, она имела место. Деньги на  несколько первых постановок нам дала бизнес-дама Серафима Николаевна, ей принадлежали все продуктовые и  сигаретные ларьки вокруг метро «Нарвская». Я отлично запомнила ее строгий туго повязанный платок на  голове и  руки, усыпанные немаленькими бриллиантами. Я ходила к ней раз 10, не  меньше. И  всякий раз она мне говорила: «Деточка моя, я  конечно  же дам тебе денег. Театр — это святое». Очень колоритный у нас был спонсор.

Как назывался первый спектакль? Идет ли он сейчас в вашем театре?

— «Три поросенка». К  сожалению, в  репертуаре его нет  — сейчас мы не  можем себе позволить таких дорогих авторов, как Сергей Михалков. Ну, а  если серьезно, то  мы  бы могли его восстановить, сделать новую редакцию, при-гласить другого постановщика. Но  у  нас столько проектов и без ретроспекции! Но это хорошая идея. Но для более круглого юбилея — 50 или 75.

А сейчас?

— Сейчас мы сделали художественно-повествовательный спектакль «Путешествие Гусарика по  Санкт-Петербургу». Этапная для  нас работа — все декорации виртуальные, исторический образ города на сцене создает 2D-проекция и другие визуальные эффекты.

Сразу после этого мы взялись за классику. Инсценировка «Каштанки» Антона Павловича Чехова у  драматурга Аси Волошиной получилась очень удачная. Режиссер Ринат Кияков молодой, можно даже сказать, юный. Костюмы уже шьются. Только что  обсудили проект декораций. Надеемся снова всех удивить.

"Муфта, Полботинка и Моховая борода" TEATRLUTZ.RU
"Муфта, Полботинка и Моховая борода" TEATRLUTZ.RU

Как вы себя чувствуете в конкурентном окружении более молодых театральных проектов?

— Мы обожаем конкуренцию и  всячески приветствуем ее. В условиях жесткой конкуренции проще быть в  отличной творческой форме и постоянно генерировать новые идеи, пробовать новые подходы. Если бы в Петербурге было 100 детских театров, это было  бы счастье для нас.

Какие черты вашего театра вы бы отметили как главные?

— Качественная литературная основа. Качественные костюмы. Динамичное развитие сюжета. Интересные актеры. Внимание к  выразительным сценическим средствам: свет, цвет, пластика, пиротехника, компьютерные спецэффекты. А  еще  мы никогда не  гнались за  театральной модой. Потому что  у  нас всегда было пони-мание того, что  все новации давно открыты предыдущими поколениями режиссеров и драматургов. И то, и это, что  подается как  откровение и  суперновация — все это уже было. Либо в  1925-м, либо в  1850-м, либо в  1715-м. Либо в Древней Греции. Театральная мода — это нонсенс.

Как формируется актерский ансамбль?

— Гармоничное присутствие в  труппе разных возрастов — это обязательно. У  нас много талантливой молодежи. И редкая неделя обходится без получения нескольких актерских резюме. Но при этом у нас служат актеры, с  которыми мы начинали в  1990-м. Вообще, труппа сейчас стабильна, актерский ансамбль способен на  решение практически любых творческих задач. Но  мы внимательно смотрим по  сторонам. Это больше, чем просто привычка художественного руководителя.

Проект   "Театр на столе" TEATRLUTZ.RU
Проект "Театр на столе" TEATRLUTZ.RU

Как выглядит театр вашей мечты?

— Современное, просторное, в  техническом плане благополучное помещение. Та площадка, которая у  нас сейчас и на которой мы работаем уже второй век, — это главный тормоз нашего творческого развития. Мы не  можем ни  по-ставить, ни  принять огромное количество театральных проектов: сцена маленькая и  не-глубокая. Гримуборных всего две, и обе без окон. О такой роскоши, как  душ, актеры даже не мечтают: театр живет и побеждает в неприспособленном пространстве бывшей библиотеки. Костюмерная, склад декораций, зрительское фойе и  зал  — все давно не  соответствует нашим творческим возможностям.

Ваши зрители из 1990-х сейчас уже сорокалетние. Активная часть общества. На замечательных спектаклях "Театра у Нарвских ворот" "Похищение луковиц", "Новогодний переполох", "Мальчик- с-пальчик", "Пекарня братьев Гримм" растет второе, третье поколение петербуржцев. А если вдруг новую сцену город найдет где-нибудь на севере, "Театр у Нарвских ворот" исчезнет навсегда?

— Мы никогда не  вкладывали в  торговую марку больше денег, чем  в  наши спектакли и  в  творческий коллектив. При  таком сценарии потери если и будут, то сравнительно небольшие. Какое-то  время можно будет указывать сразу два названия: новое и  историческое. Лет через пять все привыкнут. Город у  нас маленький, пятимиллионный. Поэтому потеряться в  новых именах и географических реалиях театрального Петербурга мы не боимся. Мы ведь начинали под  другим именем  — в  1990 нас знали как  «Новый театр»…

Беседовал Анатолий БОГОСЛОВСКИЙ

Культурный Петербург №1 (102) 2020