Валентина Лутц, художественный руководитель «Театра у Нарвских ворот»
Детский драматический «Театр у Нарвских ворот» будет отмечать в 2020 году тридцатилетие творческой деятельности. Создатель и бессменный художественный руководитель театра Валентина Лутц ответила на «предъюбилейные» вопросы нашего корреспондента.
Начало девяностых — время безудержной гонки за материальными благами. А у вас — новорожденный театр. Что стало побудительным мотивом к его созданию?
— Творческая свобода, конечно. В 1990-м году в Ленинграде было создано 188 новых театральных проектов. Из именитых государственных театров уходили активные «творческие единицы», неуспокоенные энергичные актеры, режиссеры, администраторы. Ира Коваленко, Сергей Харитонов, Александр Житников. Каждое имя — легенда петербургской сцены.
Поэтому сейчас в нашем городе каждые 5–10 лет и случается волна театральных юбилеев. «Санкт-Петербург Опера» и «Комедианты», «Детский театр на Неве», «Особняк», «Остров», «Ледовый театр», «Театр Дождей», «Театр поколений», «Карамболь»… Поэтому говорить о тогдашнем безусловном диктате денежных резонов не приходится.
Что же до финансовой «лихости» 90-х, то — да, она имела место. Деньги на несколько первых постановок нам дала бизнес-дама Серафима Николаевна, ей принадлежали все продуктовые и сигаретные ларьки вокруг метро «Нарвская». Я отлично запомнила ее строгий туго повязанный платок на голове и руки, усыпанные немаленькими бриллиантами. Я ходила к ней раз 10, не меньше. И всякий раз она мне говорила: «Деточка моя, я конечно же дам тебе денег. Театр — это святое». Очень колоритный у нас был спонсор.
Как назывался первый спектакль? Идет ли он сейчас в вашем театре?
— «Три поросенка». К сожалению, в репертуаре его нет — сейчас мы не можем себе позволить таких дорогих авторов, как Сергей Михалков. Ну, а если серьезно, то мы бы могли его восстановить, сделать новую редакцию, при-гласить другого постановщика. Но у нас столько проектов и без ретроспекции! Но это хорошая идея. Но для более круглого юбилея — 50 или 75.
А сейчас?
— Сейчас мы сделали художественно-повествовательный спектакль «Путешествие Гусарика по Санкт-Петербургу». Этапная для нас работа — все декорации виртуальные, исторический образ города на сцене создает 2D-проекция и другие визуальные эффекты.
Сразу после этого мы взялись за классику. Инсценировка «Каштанки» Антона Павловича Чехова у драматурга Аси Волошиной получилась очень удачная. Режиссер Ринат Кияков молодой, можно даже сказать, юный. Костюмы уже шьются. Только что обсудили проект декораций. Надеемся снова всех удивить.
Как вы себя чувствуете в конкурентном окружении более молодых театральных проектов?
— Мы обожаем конкуренцию и всячески приветствуем ее. В условиях жесткой конкуренции проще быть в отличной творческой форме и постоянно генерировать новые идеи, пробовать новые подходы. Если бы в Петербурге было 100 детских театров, это было бы счастье для нас.
Какие черты вашего театра вы бы отметили как главные?
— Качественная литературная основа. Качественные костюмы. Динамичное развитие сюжета. Интересные актеры. Внимание к выразительным сценическим средствам: свет, цвет, пластика, пиротехника, компьютерные спецэффекты. А еще мы никогда не гнались за театральной модой. Потому что у нас всегда было пони-мание того, что все новации давно открыты предыдущими поколениями режиссеров и драматургов. И то, и это, что подается как откровение и суперновация — все это уже было. Либо в 1925-м, либо в 1850-м, либо в 1715-м. Либо в Древней Греции. Театральная мода — это нонсенс.
Как формируется актерский ансамбль?
— Гармоничное присутствие в труппе разных возрастов — это обязательно. У нас много талантливой молодежи. И редкая неделя обходится без получения нескольких актерских резюме. Но при этом у нас служат актеры, с которыми мы начинали в 1990-м. Вообще, труппа сейчас стабильна, актерский ансамбль способен на решение практически любых творческих задач. Но мы внимательно смотрим по сторонам. Это больше, чем просто привычка художественного руководителя.
Как выглядит театр вашей мечты?
— Современное, просторное, в техническом плане благополучное помещение. Та площадка, которая у нас сейчас и на которой мы работаем уже второй век, — это главный тормоз нашего творческого развития. Мы не можем ни по-ставить, ни принять огромное количество театральных проектов: сцена маленькая и не-глубокая. Гримуборных всего две, и обе без окон. О такой роскоши, как душ, актеры даже не мечтают: театр живет и побеждает в неприспособленном пространстве бывшей библиотеки. Костюмерная, склад декораций, зрительское фойе и зал — все давно не соответствует нашим творческим возможностям.
Ваши зрители из 1990-х сейчас уже сорокалетние. Активная часть общества. На замечательных спектаклях "Театра у Нарвских ворот" "Похищение луковиц", "Новогодний переполох", "Мальчик- с-пальчик", "Пекарня братьев Гримм" растет второе, третье поколение петербуржцев. А если вдруг новую сцену город найдет где-нибудь на севере, "Театр у Нарвских ворот" исчезнет навсегда?
— Мы никогда не вкладывали в торговую марку больше денег, чем в наши спектакли и в творческий коллектив. При таком сценарии потери если и будут, то сравнительно небольшие. Какое-то время можно будет указывать сразу два названия: новое и историческое. Лет через пять все привыкнут. Город у нас маленький, пятимиллионный. Поэтому потеряться в новых именах и географических реалиях театрального Петербурга мы не боимся. Мы ведь начинали под другим именем — в 1990 нас знали как «Новый театр»…
Беседовал Анатолий БОГОСЛОВСКИЙ
Культурный Петербург №1 (102) 2020