Хафф Д. Как лгать при помощи статистики / Дарелл Хафф; Пер. с англ.– 4-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2018 – 163 с.
Однажды один теоретик и практик классовой борьбы вымолвил фразу об одном из произведений будущего классика социалистического реализма: «Очень своевременная книга!». Точно такие же слова пришли на ум автору этих строк, когда у него в руках оказалась именно это небольшое издание текста, оформленное по всем правилам рекламной теории. Обложка была аранжирована в лучшем и дразнящем сочетании желтого и черного цветов с некоторыми вкраплениями белого. На ней красовалось краткое, но позитивное мнение о книге мудреца-миллиардера Билла Гейтса. А в довершении здесь же ждал читателей первый пример того, как можно лгать при помощи статистики.
Проверьте себя, точнее свое чутье на фейковость приводимых сведений. На обложке книги Дарелла Хаффа красуется следующий текст: «По данным статистики, в мире продано 7 299 792 458 экземпляров этой книги». Догадались, в чем подвох? Выше приведенная конкретная цифра чуть превосходит число жителей планеты Земля на момент выхода из печати описываемой книги. И вряд ли у каждого из них нынче имеется экземпляр книги Дарелла Хаффа о лживости статистики. Тем более, учтем, что автор написал книгу в…1954 году. С тех пор ее перевели на 22 языка. А сам мистер Хафф даже успел дожить до начала ХХI века, уйдя в мир иной в 2001 году в возрасте 88 лет. Учтите еще и тот факт, что на рубеже двух столетий по официальным данным ЮНЕСКО количество неграмотных людей на планете равнялось 880 миллионам человек.
Таким образом, уже первая же цифра, которая значится на обложке популярного издания, даже не неправдоподобна, а просто лжива. Как альтернативу можно привести реальные сведения об интересующей нас с вами книге о статистике следующего характера: она издана на русском языке в 2018 году. Нынешняя ситуация в мире такова, что стоило бы допечатать тираж и вручить его в руки всем, кто так печется о медицинской статистике в рамках объявленной ВОЗ пандемии, переросшей, на самом деле, в инфодемию. Может быть, тогда бы поутихли в медийном пространстве эти бесконечные арифметические гонки за показателями относительно того, сколько «заболело», сколько «умерло» от CОVID-19, сколько «выздоровело».
Тем, кто возьмет эту небольшую книгу в руки, сразу же бросится в глаза первая же цитата, украшающая издание в качестве эпиграфа. О ней почему-то нынче забыли те, кто по долгу службы и роду своей профессиональной деятельности связаны со СМИ. Принадлежит она британскому премьер-министру и писателю Бенджамину Дизраэли: «Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Сказано это было еще в девятнадцатом веке, но актуально до сих пор.
Дафф написал книгу как некое пособие для тех, кто пытается овладеть соответствующим гуманитарным (чаще политическим и экономическим) образованием. Ибо не секрет, что именно в этих сферах социальной активности, чаще чем в других, эксперты (или те, кто выдают себя за таковых) прибегают в качестве аргументации собственных взглядов, мнений, суждений и решений именно к обнародованию цифр, количественным и качественным показателям и сведениям, которые как бы «потверждают» их правоту. Сегодня эта традиция жива и востребована. Достаточно оживить в массовом сознании дискуссии о том, как мы выходим на некое «плато» по числу заболевающих от того самого вируса. Спорим-спорим, а к единому мнению прийти так и не можем. И это не на уровне обывателей и простых смертных, которые не учились на вирусологов и эпидемиологов, а – как ни печально – на уровне медицинских специалистов, удостоенных соответствующих научных степеней и званий, не говоря уже об их должностях.
Чтобы понять о чем идет речь в книге Дарелла Хаффа, приведу всего лишь одну цитату из нее. «Любопытный феномен: такие показатели, как уровень смертности или количество смертей, - отмечает автор книги, - зачастую служат более точным мерилом распространенности заболевания, чем данные о количестве заболевших. А все потому, что, когда дело касается летального исхода, регистрация и учет поставлены на более качественный уровень. Это тот самый случай, когда цифра откровенно псевдообоснованная лучшей той, что в первом приближении выглядит совершенно обоснованной». Что-то в нынешней ситуации мне напоминают эти слова, которым уже, как минимум, 66 лет.
Подобных объяснений и комментариев в книге Д. Хаффа достаточно, чтобы уловить суть его метода, с помощью которого он вскрывают манипулятивную природу игры с цифрами. Порою складывается впечатление, что исследователь будто бы заглянул в будущее и узрел всяческие данные соцопросов и оценки профессиональных экспертов, которые без устали множат и множат наши доблестные медиа нисколько не заботясь, во-первых, об их проверке на лживость, а, во-вторых, на определенный и вполне конкретный умысел их использования. И против этого есть, согласно Д. Хаффу, интеллектуальное противоядие. Приведем еще одну цитату, касающуюся как раз тех самых докладов по итогам опросов: «Те, кто читает их [организаций, проводящие опросы – С.И.] доклады должны помнить: эту битву никто и никогда не выигрывает. Всякий раз, когда вам где-нибудь встречается вывод, что «67% американцев против» того-то или того-то, вам следует задаться вопросом: 67% каких именно американцев?». По-моему, яснее некуда.
Конечно, за время, пошедшее с момента написания этой поучительной и полезной книги, многое изменилось в том, как человечество использует статистические данные и результаты, полученные в ходе учета и контроля того, что происходит на планете. Первое обстоятельство очевидно: люди нынче более легко получают доступ к информации самого разного рода. А происходит это потому что произошли радикальные изменения в технике и технологии добычи информации и ее распространения (второе обстоятельство). И, наконец, третье обстоятельство, производное от первых двух. Связано оно с экспоненциальным расширением количества и качества получаемой и используемой информации.
По здравому размышлению понимаешь: Дарелл Хафф был абсолютно прав, когда предостерегал от чрезмерной доверчивости в отношении той самой информации, которые доставляют в социум каналы массовой коммуникации. Он, судя по всему, был честным прагматиком, который не строил иллюзий относительно реализации главной функции СМИ – информировать. Но он, исходя из собственного опыта и проведенного им анализа, пришел к выводам, которые и внушал на протяжении своей долгой жизни самым разным аудиториям, в том числе и тем, которые были прямо или косвеннно связаны с медиамиром. И тем, кто его творит, и тем, кто в нем живет, становясь объектом информационного воздействия.
зПроще говоря, если Вы хотите узнать: почему на вас так воздействуют все эти «страшилки» про СOVID-19, то прочитайте книгу Дарелла Хаффа «Как лгать при помощи статистики». В ней при некотором интеллектуальном усилии, вы узнаете то, что в определенном смысле вам поможет понять: как спокойно и без паники отбиваться от наползающей на сознание гидры «черной» статистики, в которой очень трудно разобраться. Об этом предупреждает и один из эпиграфов нынешнего издания: «Нам досаждают не столько те вещи, о которых мы не знаем, сколько те, о которых мы знаем, что с ними что-то не так». Теперь, благодаря книге Дарелла Хаффа мы можем узнать: ЧТО НЕ ТАК с теми самыми «вирусными» цифрами. И спокойно ждать финала этого мирового инфодемического шоу.
Сергей Н. Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru/