Интервью не дает. Светским развлечениям предпочитает уединение. Говорит: в моей жизни нет ничего интересного.
Несколько лет назад Ирина Муравьева пообещала: вот исполнится 70 лет, тогда все про себя и расскажу. Сдается, ответила так, чтобы отвязаться от приставучих журналистов. Те ее много лет пытали: что готовит, маринует, вяжет, шьет, собирает? А она не собирает, не вяжет, крестиком не вышивает. Она актриса, тем и интересна.
РЫЖАЯ БАМБУЛА
А ведь мечтала стать учительницей. Рассаживала кукол и вела уроки. Папа держал дочерей Люду и Иру в ежовых рукавицах. Военный, прошедший всю войну, он был привержен дисциплине и на службе, и дома. Без дела не болтаться, учиться только на пятерки (за четверку следовало наказание), после уроков сразу домой – по традиции, неукоснительно соблюдаемой, обедали всей семьей в строго назначенное время. Школу Ира окончила с пятерками. К десятому классу детская мечта стать учительницей была окончательно забыта. Только актрисой!
Кумир – Татьяна Доронина. Любимая книга – «Моя жизнь в искусстве» Константина Станиславского. Мечтала: вот станет артисткой, уедет из Москвы в маленький город, будет играть в местном театре все роли – большие и маленькие. А потом какой-нибудь великий режиссер, такой как Станиславский, создаст новый театр вроде Художественного, ее туда пригласит.
Ее не приняли ни в один театральный институт Москвы. Актрисы из вас не получится, сказали. На следующий год она снова подала документы и... снова с треском провалилась. Единственное место, куда рыжеволосую, курносую девочку взяли, была студия при Центральном детском театре. Однокурсники прозвали ее Бамбулой – Ира обожала цитировать детскую считалку: «Борец Бамбула выжал три стула и... мокрую тряпку». На сцене ЦДТ переиграла она, кажется, всех мальчишек на свете. Впрочем, случались и женские роли – например, Ворона в «Снежной королеве». Не раз задавалась вопросом: почему режиссеры не видят в ней героинь? И все же жила в ней странная уверенность: все еще будет. Выходя на поклоны, бормотала под нос: «Дети, когда вырастете, не забудьте меня, пожалуйста». Однажды, лет 30 прошло, после спектакля к ней подошел мужчина: «Я вырос на ваших спектаклях в Детском театре. Еще школьником туда ходил».
РОЛИ И РОЛИКИ
В актерской среде самый большой комплимент – «играет на сливочном масле». Про Муравьеву часто так говорят. Для режиссеров она – великая находка. Но сегодня работать в кино ее зовут нечасто. Она относится к этому философски: мол, понимаю, мой звездный час прошел, да и ролей, которые хотелось бы сыграть, нет.
Но по иронии судьбы самые любимые зрителями роли играть-то не хотела. Геральд Бежанов часами караулил у театра: в роли Нади Клюевой он видел только Ирину. Но она прочла сценарий и отказалась: кому интересны проблемы дурацкого конструкторского бюро? Какая-то история «из жизни насекомых». Да и название – «Самая обаятельная и привлекательная» – странное. Этой своей работы она стыдилась, краснела, едва услышав слова «самая обаятельная и...». Через много лет посмотрела фильм, удивилась: и чего стеснялась?
Не вызвало энтузиазма и предложение Владимира Меньшова сыграть Людмилу в мелодраме «Москва слезам не верит». Героиня показалась грубой, пошлой, неотесанной. Не случайно от роли отказались признанные красавицы Анастасия Вертинская, Жанна Болотова. На премьере сидела вжавшись в кресло. Фильм посмотрели около 90 миллионов зрителей, по сути каждый третий житель СССР. Он получил «Оскар», Государственную премию. Фразочки муравьевской Людмилы – «Не учи меня жить, лучше помоги материально», «Все, засосало мещанское болото», «Мне недавно сказали: на кладбище хорошо знакомиться» – стали крылатыми. И тогда она поняла: это успех.
Она упрямая и упорная. Сказала Татьяна ЛИОЗ- НОВА, что для роли Нины в «Карнавале» нужно научиться кататься на роликах, тут же приступила к тренировкам. Синяков наставила, шишек набила, в результате режиссеру пришлось сдерживать спортивный азарт актрисы: «Ира, не катайся так хорошо перед камерой, ты по роли должна кататься плохо».
Она практически не пересматривает фильмы, в которых снималась. Узнав, что поклонники смотрели Карнавал» и «Москву...» по десять и более раз, вздохнула: могу им только посочувствовать.
Она – великий самоед. Это ее нормальное состояние. Поработав за полвека в трех лучших театрах страны (с 1993-го служит в легендарном «Доме Островского» – Малом академическом), так и не избавилась от страха перед залом: а вдруг там найдется хотя бы один человек, который поймет – играет Муравьева ужасно.
МЫШЬ ПОД ВЕНИКОМ
«Не похожа я на своих героинь, не похожа!» Пробивных, бойких, активных, деятельных. Если так жить, как моя Людмила, счастья не увидишь, сказала как-то Муравьева. Уверяет: я тихая, спокойная, покладистая и совершенно безвольная. Настоящая «мышь под веником». Никогда не хотела чего-то добиваться, куда-то мчаться. При этом считает, что в жизни нет ничего второстепенного. Приготовить завтрак детям, ужин мужу, сыграть спектакль, сняться в фильме, поехать на гастроли – все важно!
При этом гордится, что сыновья – Даниил и Евгений – в детстве не спали в гримерке, пока знаменитая мама играла спектакль. Более того, легко отказывалась от ролей, если мальчишек не на кого было оставить. Ее так и называют – хранительница очага: она все умеет делать. «Я дома – царица: хочу – пол мою, хочу – стираю» – в этой шутке все правда.
Муравьева – человек верующий. Возможно, потому живет несуетно, не мельтеша, не расходуя себя на пустопорожние разговоры, досужие сплетни. «Почему все взрослые люди любят читать, созерцать, вести тихий образ жизни?» – задает вопрос. И сама же на него отвечает: «Потому что мы уже все вокруг поняли».
Однажды меня пригласили сняться в американском фильме. Пришла на студию. В комнате, положив на стол ноги, сидел маленький человек. «В общем, он хотел меня облагодетельствовать. Я больше туда не пошла».
Как-то раз мне довелось сыграть влюбленную... веревку. В мультипликационном фильме Гарри Бардина «Брак» я озвучила веревку по имени Мася, которую заставляет страдать муж – веревк Буся. «Буся, дервени... жолалуйста...»
Титул «легенды кино» мне не нравится. Я популярная, любимая, своя в доску. Иногда иду по улице и вдруг кто-нибудь по плечу как хлопнет: «Здорово!» Значит, узнали. Но вот легендой меня называть рано, мне же не 100 лет.
Читайте также:
Петр КРАСИЛОВ: Ни о чем не жалею
Сергей ЮШКЕВИЧ: Я полюбил сразу и на сто лет вперед
Тимофей БАЖЕНОВ: В огне не горит и в воде не тонет
Андрей МАЛАХОВ: Делай, что должен
Еще больше интервью со звездами на Панорама ТВ.
Подписывайтесь и оставайтесь с нами!