В начале 1920-х годов Берлин являлся центром русской эмиграции.
Марина Цветаева приехала в Берлин из Москвы в середине мая 1922 года с 9-летней дочерью Ариадной.
Её муж, Сергей Эфрон (бывший белогвардеец) эмигрировал раньше нее- в Чехию, учился в Праге. Позже он забрал Марину с дочерью к себе.
В эти несколько месяцев, проведённых в Берлине, вместилось очень много.
Она поселилась в пансионе, где селились русские эмигранты, в том числе В. Набоков в 1924-1925 гг.
Пансион располагался рядом с Пражской площадью. Здесь в кафе Prager Diele (оно до наших дней не сохранилось) собирались поэты, писатели, художники, издатели...
Цветаева попадает в среду внимательных друзей и новых знакомых: М. Слоним, А. Белый, С. Чёрный, Р. Гуль, А. Внишняк и др.
Их стараниями были обеспечены публикации цветаевских произведений зарубежом. Семья Эринбургов позаботилась о хороших условиях пребывания Цветаевой в Берлине.
Атмосфера разнообразных встреч в кафе "Прагердиле" позволила отдохнуть от трудного времени революционной Москвы.
Это кафе стало своеобразным центром русской литературы и издательской жизни.
"Берлинский " Prager Diele" - вспоминала Цветаева - Столик Эринбурга, обрастающий знакомыми и незнакомыми. Оживление издателей, окрыление писателей. Обмен гонорарами и рукописями. (Страх, что и то, и другое скоро падет в цене). Сижу частью круга, окружающего".
В " Prager Diele" у И. Эринбурга был постоянный столик, за которым он на машинке печатал свои произведения. Андрей Белый здесь проводил время, или, как говорили, "прагердильствовал".
Сразу после приезда Цветаевой представляется возможность публичного выступления. В начале июня приезжает из Праги Сергей Эфрон. После 4-х лет разлуки, когда оба ждал встречи и сознавали невозможность существования друг без друга, Марина и Сергей наконец-то встретились - стояли намертво обнявшись на Берлинском вокзале.
Но счастливое совместное пребывание в Берлине нарушает явное увлечение Марины Цветаевой красивым и утонченным А. Г. Вишняком ( Геликоном, как его называли по имени издательства, которым он руководил).
Цветаева не умела и не хотела скрывать свои чувства, тем самым ранила любящего ее Сергея Яковлевича ( мужа). Он вскоре покидает Берлин, объясняя свой отъезд экзаменами в университете и необходимостью все подготовить к переезду семьи.
Но самым важным человеческим окликом во время берлинского пребывания было полученное из Москвы письмо Б. Пастернака - восхищение книгой Цветаевой "Версты".
Это было начало необыкновенной дружбы в письмах, продлившейся почти 15 лет.
1 августа 1922 года Марина Цветаева приезжает к мужу в Чехию.