Ирландский писатель Джеймс Джойс сделал такое интересное наблюдение: А.С. Пушкин «жил, как мальчишка, писал, как мальчишка, и умер, как мальчишка».
Да, в капком-то смысле Пушкин и был мальчишкой, не успевшим повзрослеть.
А мальчишки любят слушать и рассказывать сказки. Вот он и сочинял сказочные истории про кота учёного, про барышню-крестьянку, про золотого петушка и про капитанскую дочку.
После скучного исторического исследования под названием «История Пугачевского бунта» у Пушкина оставался огромный фактический материал, а главное: впечатления, породившие яркие художественные образы.
Вот он и сочинил романное повествование про старенького дедушку Петра Андреевича Гринева, записывающего свою биографическую сказку для потомков.
Сказка получилась захватывающе-интересная, страшная и, как положено, с happy end в финале.
В ней и злодей есть: кровавый, жестокий самодур. Именно такие поступают непредсказуемо: «Хочу казню, захочу – помилую».
Там и потрясающей храбрости и верности народные герои, не склонившие голову перед безумной темной силой.
Есть и предатели, в которых представлен гипертрофированный инстинкт выживания. Такие готовы по пути и красну девицу подхватить, чтобы поиздеваться над ней.
И сама красна девица, настолько отважная и мужественная, что отправилась за тридевять земель, в столицу, к могущественной царице – спасать своего возлюбленного.
Все это типы, такие убедительные и правдивые, что целое направление в литературе реализм сейчас описывается так: «Создание типичных образов в типичных обстоятельствах».
И сказочная императрица Екатерина II оказывается человечной и милостивой на радость слушающей дедушку воображаемой детворе.
Что из неё ребятишки должны усвоить прежде всего?
Народную мудрость, которая гласит: «Береги честь смолоду!»