В СССР, а затем и в России было создано большое количество модификаций легендарного Т-72. Думаю многим интересно чем же они друг от друга отличаются и какая именно версия танка изображена на том или ином фото. Меня зовут Богдан Кондаревич и сегодня я подробно разберу характерные отличия всего «модельного ряда» Т-72, от самых первых серийных машин и вплоть до Т-72Б3 обр. 2016 года. Ну что же, начнем.
P.S. из-за большого объема материала решил не включать сюда экспортные модификации и Т-90, о них поговорим отдельно.
Т-72 «Урал» (1973 год)
Начнем с самой первой серийной модификации танка. Сам по себе Т-72 создавался как более простая и дешевая версия Т-64, пригодная для массового производства. Это единственный советский ОБТ, не имеющий комбинированной брони башни. Но давайте перейдем к внешним особенностям, первое что хочется отметить — отсутствие вообще каких либо «обвесов». Если перед вами Т-72 без дымовых гранатометов на башне — то скорее всего это самая ранняя версия. Однако дымовые гранатометы все же не самый надежный признак. На танк их вполне могли поставить в ходе службы, либо же наоборот, с более позднего Т-72А их могли снять.
Безошибочно определить модель можно внимательно присмотревшись к прицелам. Изначально Т-72 были оснащены оптический дальномером, установленным перед люком командира танка (под цифрой 3 на фото).
Также стоит обратить внимание на прицелы наводчика: прицел-дальномер ТПД-2-49 (под цифрой 1 на фото) и ночной прицел ТПН-1 (под цифрой 2 на фото). По сравнению с ТПД-К1, который будет ставится на все версии начиная с Т-72А, «окно» ТПД-2-49 заметно уже. Что касается ночного прицела ТПН-1, то обратите внимание на его крышку, просто ровная металлическая пластина, прикрученная болтами. Пока что просто запомните эти детали, чуть позже поймете что к чему.
Т-72А (1979 год)
Первой модификацией серийного Т-72 стал Т-72А. Танк получил комбинированное бронирование башни, орудие 2А26 было заменено на «классическое» 2А46, внесен ряд небольших изменений и доработок. Самым характерным внешним отличием стали дымовые гранатометы системы 902Б, установленные в лобовой части башни. Но как уже говорилось ранее, самый верный способ определить модель Т-72 — рассмотреть прицелы наводчика.
Во первых, «окно» прицела-дальномера ТПД-К1 заметно шире, чем у ТПД-2-49. Во-вторых, обратите внимание на крышку ТПН-3-49 — в отличии от ТПН-1, тут болты утоплены, также на крышке имеются два штампованных кружка (назначение которых мне неизвестно). Также ТПН-3-49 имеет небольшую фару с ИК-фильтром, которая на раннем Т-72 отсутствует.
У этой модификации отсутствует оптический дальномер.
Т-72АВ (1983 год)
С 1983 года танки Т-72А начали оснащать навесной противокумулятивной ДЗ «Контакт-1». Внешне эту модификацию очень легко узнать по размещению блоков ДЗ во лбу башни «елочкой», подобно Т-64БВ и Т-80БВ. Дымовые гранатометы установлены по бортам башни. В остальном это был все тот же Т-72А.
Т-72Б (1985 год)
В 1985 году на вооружение приняли следующую модернизацию танка — Т-72Б. Новая модификация сильно отличалась от предыдущих. Т-72Б получил более мощный мотор В-84 мощностью 840 л.с., орудие-пусковую установку 2А46М и КУВ 9К120 «Свирь» с ПТУР 9М119. Защищенность танка значительно возросла: Т-72Б получил новый наполнитель брони в виде «отражающих листов», был увеличен габарит брони башни, танк оснастили противокумулятивной навесной ДЗ «Контакт-1».
В отличии от Т-72АВ, ДЗ на башню крепилась без придания ей рационального угла (вероятно для того, чтобы перекрыть как можно большую поверхность башни), что позволяет легко отличить две эти модификации.
Важным отличием стало то, что на Т-72Б наконец появилась СУО 1А40. Вместо ТПН-3-49 наводчик получил новый прицел 1К13, с помощью которого также осуществлялось управление ПТУР. Прицел очень легко отличить по наличию автоматически открывающейся крышки (к слову, Т-72Б — единственная версия Т-72, где крышка прицела не прикручена болтами).
Т-72Б1 (1985 год)
Параллельно с обычным Т-72Б выпускался и несколько упрощенный Т-72Б1. По всем характеристикам он был идентичен Т-72Б, единственное отличие заключалось в отсутствии комплекса управляемого вооружения (КУВ).
Внешне Т-72Б1 очень легко отличить. Вместо прицела 1К13 тут стоит старый-добрый ТПН-3-49 от Т-72А. Собственно именно из установки этого прицела танк лишился возможности применять КУВ, впрочем это было вынужденная мера из-за отсутствия 1К13 в нужных количествах.
Т-72Б образца 89 года
Эту версию у нас почему-то принято называть Т-72Б обр. 89 года, хотя «Контакт-5» на танк начали ставить начиная с 1988-го — прим. ред.
Начиная с 1988 года танки Т-72Б и Т-72Б1 начали оборудовать встроенной динамической защитой (ВДЗ) «Контакт-5». Собственно это было единственное как внешнее, так и конструктивное отличие этой версии, в остальном же танк идентичен обычным Т-72Б и Т-72Б1.
Т-72БА (1998)
Вот мы и добрались до самой трудно отличимой версии танка. И причина этому одна: в отличии от всех других, Т-72БА не был стандартизирован. Название Т-72БА было присвоено всем Т-72Б/Б1, прошедшим ремонт и модернизацию на УВЗ начиная с 1998 года, при этом машины прошедшие модернизацию в разное время могли сильно отличатся между собой. Впрочем, такое положение дел было обыденным в 90-е и начале 00-х.
Конструктивные отличия Т-72БА тема для отдельной статьи, обсудим внешние. Условно эти танки можно поделить на 3 основные категории:
К первой категории относятся самые ранние танки, сохранившие НДЗ «Котакт-1». Они прошли модернизацию в 1998-2000 годах. Внешне они практически не отличимы от обычных Т-72Б. Конструктивно же их отличает немного обновленная СУО с датчиком ветра ДВЕ-БС (датчик ветра емкостной с блоком сопряжения), являющийся отличительной чертой всех без исключения Т-72БА. С 1999 года машины получили новую гусеницу с параллельным резино-металлическим шарниром (РМШ) от танка Т-90 (назвать это внешним отличием нельзя, потому что сегодня большинство строевых машин имеют аналогичные гусеницы независимо от модификации).
К условной второй категории относятся танки, модернизированные в 1999-2002 годах и получившие обновленную СУО 1А40-1М и ВДЗ «Контакт-5». Внешне они практически идентичны Т-72Б обр. 89 года, от которых их отличает наличие вышеупомянутого датчика ветра.
Ну а собственно к третьей категории относятся машины, получившие в ходе модернизации обновленную СУО, ВДЗ «Контакт-5» и улучшенное МТО с мотором В-92С2 мощностью 1000 л.с. Такая модернизация пошла на конвейер в 2003 году, когда новые моторы стали делать не только на экспорт.
Внешне танки оснащенные двигателем В-92С2 очень легко отличить по выхлопным патрубкам. У танков с моторами В-46 и В-84 эти патрубки широкие и имеют крышку округлой формы, у танков с мотором В-92С2 патрубки узкие и сильнее выдаются вперед.
Т-72Б3 обр. 2011 года
После начала программы перевооружения в России модернизация Т-72 приобрела действительно массовый характер. На смену Т-72БА пришел знаменитый Т-72Б3, который к нашим дням стал основным танком Российской армии.
Внешне танк отличается установкой нового комбинированного прицела наводчика «Сосна-У» вместо 1К13. Осветитель Л-4 «Луна-4» был демонтирован за ненадобностью, на его месте смонтированы дополнительные блоки ВДЗ «Контакт-5». Танк оснащен мотором В-84МС на 840 л.с.
Т-72Б3 обр. 2016 года
Ну и наконец последняя на данный момент модификация — Т-72Б3 обр. 2016 года. Что до внешних отличий, то их довольно много: секции ДЗ «Реликт» по бортам, противокумулятивные решетки, дополнительный блок ДЗ возле маски, ДЗ по бортам башни и мотор В-92С2Ф на 1130 л.с.