Современником Зенона был философ Эпикур (341-270 гг. до н. э.). Эпикур согласился с тем, что Вселенная предназначена для людей. Спенсер сказал, что Эпикур отличался от вышеприведенных философов тем, что утверждал, что души перестают существовать после смерти; таким образом, смерти нечего было бояться. Еще одним ключевым элементом его философии была вера в доброту удовольствия и зло боли. Он считал, что желание причиняет боль и человеческая зависимость от временных удовольствий лишает их истинного удовольствия. Из-за этой веры Эпикур не ел мяса, так как это была роскошь, которая отвлекала людей от лучшей жизни. Однако он не запрещал употреблять в пищу мясо, что позволяло продолжать эту практику среди последователей его учений. Хотя у него не было заявленного запрета, его личный пример иллюстрировал то, что он считал идеальным образом жизни, и поэтому, как и Зенон, предоставил еще одну историческую поддержку в пользу вегетарианской диеты.
Против взглядов Аристотеля на животных выступал его ученик и друг Феофраст (ок. 372-ок. 287 до н. э.), греческий биолог и философ. Феофраст утверждал, что убивать животных ради еды -расточительно и морально неправильно. Выдвигая гипотезу о происхождении мясоедения, он утверждал, что война, должно быть, заставила людей есть мясо, разрушая посевы, которые они в противном случае съели бы. В отличие от своего учителя, Феофраст провозгласил, что жертвоприношения животных возмущают богов и обращают человечество к атеизму. Очевидно, что религиозные аргументы уже давно используются в качестве мотивации для следования вегетарианской диете.
Хранителем наследия Пифагора был поэт и моралист Овидий (43 г. до н. э.-17 г. н. э.). Овидий был стоиком под влиянием Пифагора, который был сослан в Томис в 8 году н. э. императором Августом. В своей поэме "Метаморфозы" Овидий вызвал страстные мольбы Пифагора о том, чтобы люди отказались от жертвоприношений животных и воздержались от поедания плоти. Эти отрывки сохранили живую память о Пифагоре и послужили свидетельством вегетарианского образа жизни самого Овидия.
Под влиянием Пифагора и Эпикура римский философ Сенека (ок. 4 до н. э.-65 г. н. э.) принял вегетарианскую диету. Спенсер утверждает, что Сенека осудил жестокость игр, используемых Римом для отвлечения внимания граждан, и бросил вызов упадку своего времени. Сенека был вынужден скрывать свое вегетарианство в течение некоторого времени при императоре Калигуле из-за недоверия Калигулы. При императоре Нероне, его бывшем ученике, Сенека был вынужден покончить с собой в возрасте 60 лет, либо из-за слухов при дворе, либо из-за ревности Нерона.
Другим греческим философом, выступавшим от имени животных, был биограф и философ Плутарх (46 - 120 гг. н. э.). Под влиянием пифагорейской философии Плутарх принял вегетарианскую диету и написал несколько эссе в пользу вегетарианства, а также утверждал, что животные разумны и заслуживают внимания. В частности, его эссе о поедании плоти примечательно некоторыми аргументами, знакомыми сегодняшним вегетарианцам, такими как неэффективность пищеварительной системы человека для обработки плоти или тот факт, что у людей отсутствуют когти и клыки, необходимые для удовлетворения плотоядного аппетита. По этим причинам Плутарх действительно заслуживает внимания как один из самых ранних защитников проблем животных.
После Плутарха греческий философ Плотин (205-270 гг. н. э.) объединил пифагорейство, платонизм и стоицизм в философскую школу под названием неоплатонизм. Он учил, что все животные чувствуют боль и удовольствие, а не только люди. Согласно Джону Грегерсону, автору книги "Вегетарианство: история", Плотин считал, что для того, чтобы люди могли соединиться с высшей реальностью, они должны были относиться ко всем животным с состраданием. Стремясь практиковать то, что он проповедовал, Плотин избегал лекарств, сделанных из животных. Он разрешал носить шерсть и использовать животных для сельскохозяйственных работ, но требовал гуманного обращения.
Продолжателем творчества Плотина был великий финикийский писатель и философ Порфирий (около 232-305 гг. н. э.). Он спорил с наблюдениями и историческими свидетельствами в защиту вегетарианства и рациональности животных. Согласно Спенсеру, в книге "О неприличии убийства живых существ ради пищи" Порфирий утверждал, что поедание мяса поощряет насилие, демонстрирует способность животных рассуждать и доказывает, что справедливость должна быть распространена на них. Как и Плутарх, Порфирий считается одним из величайших голосов за раннее западное вегетарианство.
Вегетарианство и права животных имеют долгую историю в западной цивилизации, простирающуюся до глубокой древности, которая неизвестна или забыта многими людьми сегодня. Эта скрытая история учит тому, что многие греки и римляне выжили, не употребляя в пищу мясо животных и не употребляя продукты животного происхождения. Точно так же она учит, что аргументы за и против прав животных столь же древни, как и греческая философия. Это показывает, что многие из тех же самых причин, по которым мы не едим плоть сегодня, являются теми же самыми, что и в прошлом, будь то духовность, здоровье, мир или справедливость. Кроме того, современное движение За права животных построено на этом прошлом. Наконец, эта информация представляет собой важные мнения, которые следует учитывать при обсуждении вопросов вегетарианства и прав животных.
Всем доброго здоровья!
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного!