Найти тему
Справочник кинопижона

Лучшие фильмы 2019. Субъективный топ-10

Оглавление

Традиционный исключительно субъективный топ лучших фильмов, премьера которых состоялась в прошлом году. Так как ознакомиться с большинством фестивальных премьер удается только в первые месяцы следующего года, топ выходит только сейчас. С субъективными итогами прошлого года можно ознакомиться здесь.

Обычно итоговые топы я делал нарративами, но Дзен отказался от этого формата.

10 место: Лабиринты кинематографа (Umibe no eigakan - kinema no tamatebako), режиссер - Нобухико Обаяси

Последний фильм скончавшегося в этом году режиссера, который, снимая "Лабиринты кинематографа", уже был болен раком, но успел закончить работу. Этот фильм - своеобразное завещание, по сюжету которого, группа японских зрителей попадают внутрь фильмов и становятся героями традиционных жанров японского кино: военных и самурайских фильмов, якудза эйги, мюзикла и фильмов о повседневности. Кроме того, "Лабиринты кинематографа" - это еще и взгляд на историю Японии с революции Мэйдзи до 60-х, напоминающий, что прошлое большинством людей воспринимается именно через призму кино.

9 место: Свистуны (La Gomera), режиссер - Корнелиу Порумбойю

-2

Мало кем оцененный по достоинству фильм. Для поклонников румынской новой волны фильм оказался слишком жанровым и рассчитанным на широкого зрителя. Для аудитории криминальных комедий слишком интеллигентным и лишенным привычного графического насилия. Тем не менее кино у Порумбойю получилось достойным, в специфическим ключе обыгрывающим штампы криминального и нуарного кино.

8 место: О бесконечности (Om det oändliga), режиссер - Рой Андерссон

-3

Как и предыдущие три фильма Андерссона ("Песни со второго этажа", "Ты, живущий" и "Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии"), "О бесконечности" не имеет ярко выраженного сюжета, представляя собой сборник прекрасно снятых эпизодов. Ничего нового последний фильма шведа не предлагает, но благодаря более лаконичному хронометражу и какой-то нехарактерной для предыдущих работ плавности, производит лучшее впечатление, чем более титулованные предшественники. Я бы даже сказал, что из всех фильмов Андерссона, снятых с 2000-го года, именно "О бесконечности" является оптимальной точкой входа для людей незнакомых с творчеством режиссера.

7 место: Маяк (The Lighthouse), режиссер - Роберт Эггерс

-4

"Маяк" - это тот фильм, который с полным правом можно назвать одновременно успехом и провалом. Успехом, так как режиссер снял ровно то, что хотел. Провалом, так как после близкой к гениальности "Ведьмы" второму фильму режиссера предложить почти нечего кроме избыточно лаконичной визуальности. Данное решение, кстати, практически убивает весь телесный ужас, разыгрываемый на экране Дефо и Паттинсоном. Условность требует условности, а не натурализма. И всё же "Маяк" ощущается глотком свежего воздуха на фоне современных фильмов ужасов.

6 место: Бакурау (Bacurau), режиссеры - Клебер Мендоса Фильмо, Жулиано Дорнель

-5

"Бакурау" - бразильский постапокалиптический вестерн, хотя при просмотре на этот факт можно внимание и не обратить. Первый час фильма тянется мучительно медленно, а обилие персонажей и их отношения напоминают "100 лет одиночества" Маркеса, то есть лучше даже не пытаться понять, кто кому приходится в бразильской деревне. Но потом на экране появляется Удо Кир и его бригада иностранных наемников, и фильм начинает напоминать кино братьев Коэн, но с бразильским национальным колоритом.

5 место: Антология города-призрака (Répertoire des villes disparues), режиссер - Дени Коте

-6

Дени Коте - самый яркий представитель современного квебекского кино, смешивающий линчевский макабр с социальным кино. "Анталогия города-призрака" - самый смелый его фильм, построенный на допущении, что в наш мир массово вернулись мертвые. Но не в виде зомби, а в библейском смысле: то есть такими, какими были непосредственно перед смертью.

4 место: 20-й век (The 20th Century), режиссер - Мэттью Ранкин

-7

Главный киносюрприз прошлого года - режиссерский дебют канадского режиссера Мэттью Ранкина. Об этом фильме часто пишут, как о фильме Гая Мэддина, снятом по сценарию труппы Монти Пайтон. И это абсолютная правда. Чисто британский абсурдистский юмор, вписанный в максимально условные декорации, дает абсолютно убийственный эффект. А некоторые эпизоды фильма, например конкурс на пост премьера министра Канады, включающий такое испытания, как выписывание (во всех смыслах) своего имени на снегу, достойны места в палате мер и весов абсурдистского юмора.

3 место: Однажды в Голливуде (Once Upon a Time... in Hollywood), режиссер - Квентин Тарантино

-8

2019 определенно запомнится тем, что Тарантино снял свой лучший фильм со времен дилогии "Убить Билла". Второго "Криминального чтива", увы, не получилось, но здесь загвоздка всего одна: все использованные Квентином приемы уже были отработаны в разных фильмах. Да, в "Однажды в Голливуде" они работают лучше, чем в "Бесславных ублюдках" и "Омерзительной восьмерки", но все сюжетные повороты просчитаются почти сразу.

2 место: Виталина Варела (Vitalina Varela), режиссер - Педру Кошта

-9

Фильмы Педру Кошты - это особое явление, существующие вне текущей повестки и актуального киноконтекста. Каждый раз когда пытаешься описать увиденное словами, получается не то, что хотел сказать. "Виталина Варела" - зрелище только для тех, кто уже вошел в киновселенную Кошты.

1 место: Паразиты (Gisaengchung), режиссер - Пон Джун-хо

-10

Нечасто бывает, чтобы лауреаты Каннского кинофестиваля брали потом главный Оскар. У главного европейского фестиваля и американской Киноакадемии - всё-таки очень разные ниши. Но "Паразиты" попал в более точки, характерные и для Европы, и для США. При всём при этом не стоит забывать, что "Паразиты" - это отличное (мульти)жанровое кино, которое умеют снимать только в Южной Корее. Точнее умели в 2000-х, но почти разучились в 2010-х.

PS. Учитывая текущую мировую обстановку, де-факто убившую разом всю мировую киноиндустрию (для фестивального и авторского кино, а также национальных кинематографий текущий кризис оказался более болезненным, чем для Голливуда), остается только надеяться, что через год наберется хотя бы десятка лучших.