Жил был в мирной Элладе веселый сатир Марсий. Как-то раз он шел по лесу и нашел флейту. Обрадовался Марсий, взял флейту и научился играть на ней лучше всех на свете. И подумал он, кого бы вызвать на музыкальное состязание? А почему-бы не Аполлона? Но не знал Марсий, что его флейту бросила Афина, потому что богиня плохо на ней играла, но не просто решила выбросить инструмент, а с припиской: “Пусть будет наказан тот, кто возьмет эту флейту”. При чем тут Марсий? Да в общем-то не при чем, но вот только состязание Аполлону он проиграл, за что бог с живого сатира снял кожу.
Чего не нужно искать в греческих мифах, так это логики. Большинство легенд несли в себе вполне практическую задачу – внушить пастве страх, их ведь люди придумывали. От этого такая двойственность. Аполлон вроде бы благочестив, однако разделаться со слабым сатиром для него как два пальца. У той же Афины тоже воспевали ее разум и справедливость, но как она умела завидовать!
На всю Лидию славилась девушка Арахна своим умением прясть. И тоже пришла ей безумная мысль, ну кого вызвать на состязание, как не Афину? Та пришла, начали женщины прясть. Прекрасно было полотно Афины, но и Арахна ей никак не уступила. То есть, если Марсий действительно проиграл, то здесь честная ничья. Однако Афина в своей работе прославляла деяния богов, а Арахна изобразила их слабыми, одержимыми человеческими пороками. То есть, правдивыми. И великая богиня разума в гневе разорвала ковер соперницы, да еще палкой по лбу дала. Как жить после того, как тебе бог при всех ударил палкой? Арахна повесилась. Но не отстала Афина от бедной девушки, она воскресила соперницу, чтобы превратить в паука. Мол, ты ж пряха, вот и пряди.
Эти силы, к слову, управляли мирозданием какое-то время. Но, конечно, ничто не стоит с местью богинь Парису. Как-то раз на пире поспорили Гера Афина и Афродита – кто из них прекраснее? Сами не решили и обратились к Зевсу, а Зевсу некогда, у Зевса пир, и сказал тот Гермесу: “Пусть кто-нибудь решит, Парис, например”. А принц Трои Парис увидел богинь и подумал, что тут как с сардинами в банке. Они там все одинаковые. Поэтому в ход пошел старый дедовский метод – подкуп. Гера обещает власть над всей Азией, Афина – военную славу, а Афродита – самую красивую в мире жену. Так вот, если вы вдруг когда-нибудь попадете в такую ситуацию, то тут надо думать не об награде, а о том, кому вы перейдете дорогу в случае отказа. Но Парис, к несчастью, был холост.
Самое смешное, что не к своему несчастью. Потому что в последующей троянской войне, которую развязали обиженные Гера и Афина, Парис даже сделает себе славу – убьет Ахиллеса, сына Зевса. Но вот ненависть к нему перейдет на всю троянскую нацию, которую греки вскоре полностью выжгут.
Мораль этого текста можно сформулировать примерно так: скромность и мудрость спасут вас даже от богов.
А в чем бы вы могли посоревноваться с богами? Напишите об этом в комментариях!
Если вам понравился данный текст, я буду очень рад вашему лайку. И обязательно подписывайтесь на канал, впереди будет много интересного!