Для чего нужны карманные деньги? Как и в каком количестве их выдавать? Как контролировать траты? Как научить ребенка распоряжаться деньгами с умом? Ответы на эти вопросы ищут родители, психологи и специалисты по финансовому праву.
В современном мире вопрос о том, нужны ли карманные деньги детям, не стоит перед 90% родителей. Потому как большинство из них понимает, что финансы играют немаловажную роль в современном обществе и приучать детей к правильному распределению и планированию бюджета необходимо уже с малого возраста.
В разных культурах по-разному относятся к вопросу о карманных деньгах. У одних народов тема денег табуирована: ее вообще не принято обсуждать, тем более с детьми. В других странах, к примеру в Германии, государство само советует родителям, сколько евро в месяц выдавать ребенку в зависимости от возраста. В России единого подхода нет. Кто-то считает карманные деньги баловством и излишеством, кто-то — жизненной необходимостью.
Инструмент обучения
Психологи, педагоги и консультанты по финансовой грамотности полагают, что при грамотном подходе карманные деньги становятся для ребенка не развлечением, а инструментом, который развивает умение обращаться с деньгами. А этот навык не менее важен для взрослой жизни, чем умение писать, читать и считать.
Противники карманных денег считают, что все необходимое у ребенка и так есть, он все равно потратит их на ерунду, не будет знать цену деньгам, или станет жадным и будет шантажировать родителей.
Сторонники утверждают, что с помощью карманных денег ребенок научится ставить себе финансовые цели и достигать их, получит преимущества финансовой независимости, поймет цену деньгам, научится экономить и тратить с умом, не будет страдать от комплексов в обществе сверстников, у которых есть деньги на карманные расходы, — а это важно для подростков.
Конечно, каждая семья самостоятельно решает для себя этот вопрос, но необходимо помнить, что если родители не склонны бессистемно давать ребенку большие суммы, подсказывают ему, как рациональнее использовать деньги, обсуждают его траты, то риски сводятся к минимуму.
Цель и средства
Карманные деньги — не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по хозяйству. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель — научить ребенка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Эти деньги предназначены именно для ребенка. Он может использовать их по своему усмотрению, не отчитываясь перед родителями.
Если вы будете строго контролировать его расходы, обладание карманными деньгами будет лишено всякого смысла.
Имея какое-то количество карманных денег, ребенок научится самостоятельно принимать решения о своих покупках, сможет сам выбрать предмет, время и место покупки. Если денег окажется недостаточно, ему придется решать, что и когда купить, определять, что ему нужнее сейчас, а с чем можно подождать, и видеть последствия своих решений.
Сколько давать?
Размер суммы в первую очередь зависит от бюджета семьи. Но даже если ваши возможности велики, спешить не стоит. Начинайте с небольших сумм. Определите, сколько денег ребенок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления. Подростку можно выдавать деньги раз в неделю или даже раз в месяц — это подведет их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».
Вы можете обговорить, какие расходы ребенок сможет самостоятельно оплачивать из своих средств. Например, подросток вполне может оплачивать себе сам проездной билет, школьные завтраки, канцелярские принадлежности. Участие ребенка в оплате собственных расходов принесет много пользы в освоении финансовых навыков.
Можно поинтересоваться у других родителей в классе, сколько в среднем они выдают на карманные расходы своим детям. Важно соблюсти баланс, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, но и не выглядел неуместно богатым на фоне остальных детей.
Платить ли за домашнюю работу?
Не стоит монетизировать заботу друг о друге, ведь домашняя работа— это общее семейное дело. У ребенка есть обязанности: ходить в школу, делать уроки, поддерживать порядок в своей комнате, помогать родителям по хозяйству. Но могут быть экстраординарные задачи, выполнив которые (самостоятельно или с помощью взрослых), ребенок получит за это деньги. Правда, поощрение деньгами все же должно оставаться чем-то особенным. Важно, чтобы вознаграждение соответствовало внутреннему ощущению ребенка: я заслужил это! Если он чувствует, что с помощью денег родители поддерживают его, оценивают его усилия, а не просто откупаются, не подменяют деньгами заботу, любовь и нежность, то он воспримет деньги просто как отличный подарок.
Контролировать или обсуждать?
Действовать в любом случае нужно деликатно, чтобы контроль не превратился в слежку, а детские карманные деньги не стали родительскими. Доверие со стороны взрослых в вопросе карманных денег так же важно, как и ответственность со стороны ребенка. Если вы жестко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как способ развития самостоятельного навыка обесцениваются.
Важно научить ребенка советоваться с вами, если он решился на дорогу покупку. Даже если вы видите, что ребенок заблуждается и что покупка его разочарует, вы можете попытаться его убедить или отговорить, но окончательный выбор остается за ним. Голос родителей в процессе принятия ребенком решения должен быть исключительно рекомендательным. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональными расходами на первом этапе — хорошие уроки не бывают бесплатными.
друзья поддержите пожалуйста наш начинающий канал лайком , для вас это пару секунд времени , а нам очень приятно :)