Я долго не решался, описать "Как выбрать автосервис" и поделиться своим опытом работы в автосервисе. Почему не решался? Потому что понимал, что получу от автосервисов море негатива, раскрывая эти подробности с которыми знакомы профессионалы. Кстати, как итог последствии поняв, как жестко ее кидали, начала сама ремонтировать свой автомобиль.
Чтобы меня не обвиняли в голословности представители сервисов, заказ-наряды которые мы будем рассматривать размещены здесь и здесь. Да, и как оказалось, здесь еще много представителей до сих пор не научившихся пользоваться поисковыми системами.
Итак, приступим.
Рассмотрим на примере первого ТО. Первый заказ-наряд.
Что мы здесь видим? Первое что бросается в глаза, — отсутствуют артикулы деталей. Что ей в итоге поставили? Остается только догадываться. Если вам дают такой окончательный заказ-наряд, вы можете смело сомневаться в оригинальности установленных деталей. Проверяйте в этом случае все тщательно. Старые запчасти, упаковки от новых запчастей. А лучше отказаться от оплаты такого наряда. Почему это важно?
Если у вас возникнет претензия по гарантии, то вам потом могут поставить любую третьесортную деталь, а платили вы изначально за качественные расходники. Поэтому будьте внимательны и требуйте, чтобы стояли реальные заводские артикулы деталей, которые легко находятся на экзисте, автодоке и прочих агрегаторах. И именно на эту деталь вам обязаны будут заменить по гарантии (артикул), либо по номеру ее замены указанный производителем автомобиля.
Далее, что-то написано про гарантии, но ни слова о ее сроках. Понятное дело, что вы как потребитель вправе требовать ее в течении 2 лет, но лучше если она будет четко прописана.
Теперь пройдемся по нормативам. Сразу кидается в глаза низкая стоимость нормочаса — 1 000₽. Для Москвы это реально заниженная стоимость. Средняя в Москве это 1 600₽. Казалось бы ребята молодцы, берут немного, пытаются работать на поток, но…
Идем по наряду.
Замена рулевого наконечника одна сторона 0,8 н.ч. Почти час за две гайки? Обычный норматив — 0,3 н.ч. за рулевой наконечник. Обращаемся к Автодате и видим — 1,6 н.ч. за две тяги, вроде все норм, но это с учетом регулировки схождения передней оси (сход-развал). При этом мы видим в наряде отдельно строку Сход-развал одна ось — ещё 1,5 н.ч.
Переплата составила: 1,6 + 1,5 = 3,1 н.ч., при заводской норме 1,6. То есть фактически развели девушку вдвое. Итак -1 500₽ было взято сверх нормы.
Далее Замена шлангов АКПП — 2 н.ч. При этом в наряде фигурирует только один шланг, так как нет номера проверить, что это за позиция мы не можем. По Автодате замена шланга маслоохладителя АКПП — 1,5 н.ч. Переплата — 500₽.
Далее. Компьютерная диагностика по параметрам.. Целых 1,5 н.ч. Жесть! Ни на одной марке считывание кодов неисправностей столько не идет. Максимум 0,6 н.ч. Обычно у дилеров это 0,2-0,3 н.ч. Но здесь даже дело не в этом. А в том, что ей даже не дали результатов диагностики. Как лечить! А просто сказали, что у нас нет оборудования, чтобы разбираться, ездий так, ни на что не влияет. За что взяли денег? Переплата 1 200₽ минимум.
Как видим в скриншоте из официальной программы VOLVO. Считывание кодов неисправностей операция 36001-2 затраты по времени — колонка VST 2 делим на 10, получаем 0,2 н.ч. Если же вам загружают программу обновления ПО, то добавляется норматив 36002-3 + 0,1 н.ч. или полный код этой операции 36004-2 — 0,3 н.ч. (считывание кодов неисправностей, удаление ошибок, загрузка программного обеспечения). У всех марок эти нормативы плюс/минус одинаковые.
Масло ДВС замена — 0,8 н.ч. Опять жестят ребята. По Автодате 0,3 н.ч. вместе с фильтром. Переплата 500₽.
Промывка инжектора — 2,5 н.ч. На 4-х цилиндровом автомобиле, если мыть по всем правилам, эта работа составляет 1-1,5 (максимум) н.ч. В начале заливается полбанки винса или т.п. продукта и машина молотит этот объем около 20 минут. Потом машина глушится. Отстаивается 20 минут. И далее работает на втором половине объема, еще около 20 минут. При этом на этом промежтке делается прогазовка автомобиля. Сидит человек и поднимает до 3000 оборотов и опускает обороты. По факту затраченного времени 1 час. Ну, ладно пусть 0,5 н.ч на то, чтобы скинуть пред. Отсоединить топливную трубку и подсоединить аппаратуру. Переплата — 1 000₽.
Сброс межсервисного интервала 0,5 н.ч. Входит в компьютерную диагностику. Переплата 500₽.
Свечи зажигания замена — 0,8 н.ч. По Автодате замена 0,6 н.ч. при этом у любого автодилера, есть такое понятие как замена при ТО. Что это? Допустим вы приехали просто поменять свечи. Это будет стоить одних денег. Например, на многих четырех цилиндровых фольксвагенах это 0,7 н.ч., но если вы эту же работу делаете при ТО, что это уже стоит 0,5 н.ч. Почему так? Потому в расчет стоимости работ, входит установка на подъемник, это где-то около 0,2 н.ч. В общем без учета этого переплата — 200₽.
Как можем увидеть в этом скриншоте (VIDA VOLVO) стоимости работ при ТО или если они делаются дополнительно с другими видами работ, и если бы эти же работы делались отдельно. Номера позиций при ТО заканчиваются на -3, обычные на -2. Как видим количество нормочасов сокращаются. Для фильтров на 0,1 н.ч. Для колодок на 0,2 н.ч.
Замена воздушного фильтра — 0,3 н.ч. По Автодате замены вставки фильтра — 0,2 н.ч. Если учитывать, что эта работа делалась при ТО, то и все 0,1 н.ч. Переплата — 200₽.
Замена фильтра салона — 0,8 н.ч. Когда это увидел, в начале подумал, что может как фокуса, где для замены фильтра требуется снимать педаль акселератора? Но нет. По Автодате — 0,3 н.ч. При ТО — 0,2 н.ч. Итого переплата — 600₽.
Что в итоге. Просуммируем сумму переплат по работам. 600+200+200+500+1000+500+1200+500+1500 = 6 200₽.
По факту за работы переплачена практически вдвое большая сумма. Возможно и по запчастям также, т.к. мы не знаем, что за запчасти по факту были установлены. При таком кидательском изначально подходе, можно ожидать, что угодно.
Минусы сервиса: не указывают номера деталей; развод по стоимости работ; не указаны гарантийные сроки; и даже оформление заказ-наряда оставляет желать лучшего, указанный пробег 82000 км — явное свидетельство непрофессионального подхода. Стоимость нормочаса по факту на уровне — 2 000₽. В этом случае можно было обращаться к дилеру. Там гарантия на оригинальные детали Opel 2 года без ограничения по пробегу. Плюс дали бы ей объяснения, по ее ошибкам, а не сказали бы "катайся так". Хотя вы можете увидеть, что причина обращения на сервис была — "горит чек". И эта причина не была отработана. Название сервиса "СТО Драйв Люблино" на Люблинской улице 72, 21.
После такого похабного подхода, эта девушка, по совету некоторых на драйве, решила обратиться в клубный сервис GM-Восток. Здесь мы видим декларируемую стоимость нормочаса работ, как и у всех московских GM-клабов — 1 000₽. По поводу всех смотрите, как исследовал замену ремня мой подписчик, после прочтения статей о сервисе. Как итог, менял ремень ГРМ он у дилера. При стоимости работ и деталей в 9 000₽ (чуть меньше) он сэкономил целых — 6 000₽. Подробности здесь.
Что мы видим здесь? Она приехала менять радиатор и прокладки теплообменника.
Итак, первая работа Замена радиатора — 5 н.ч. По Автодате с учетом всех доп. работ — 1,1 н.ч. По факту так называемый "клубный сервис" жестит еще больше. Переплата составила — 3 900₽.
Далее, Замена прокладки теплообменника — 6 н.ч. По Автодате снять/поставить маслоохладитель даже при установленном кондиционере — 2,4 н.ч. (без кондиционера 2 н.ч.). В итоге переплата — 3 600₽.
В итоге общая переплата составила 7 500₽. И это клубный, блин, нафиг (извините не могу сдержаться) — сервис. Реальная стоимость часа — 11 000₽/3,5 н.ч. = 3 142₽. Вот так у нас обувают в "клубных сервисах". Даже у дилера вы такую стоимость нормочаса в Москве не найдете.
Можно еще вспомнить как ее там же пытались разводить на замену кнопки багажника за 2 500₽, которая меняется максимум за 30 минут с перекурами, а при декларируемой стоимости часа это в GM Восток целых 2,5 часа. В итоге, она сама ее поменяла на улице за 30 минут. До того довели девушку разводилы из клубного сервиса. Подробности здесь. И еще здесь.
Помимо обмана с ценами на нормочас, здесь также мы не видим указания артикулов деталей. Но в отличии от предыдущего сервиса прописаны гарантии. На работы год, всего при таких ценах? На запчасти звучит очень интересно "до года". Под такую формулировку подойдет и один день, это же тоже будет до года.
С такими ценами на работы, точно нужно ехать в дилеру. Там и гарантия два года на детали и работы.
Следующий заказ-наряд который хотел рассмотреть, — это заказ-наряд на ремонт коробки Шкода Фабия. Сервис находится где-то в саратовской области. Стоимость н.ч. — 990 рублей. Странная цена с учетом Москвы, учитывая то, что это даже не Саратов. Ну, да ладно. Что мы видим здесь?
В начале сталкиваемся со строкой Компьютерная диагностика неисправностей (опрос всех систем) — 0,6 н.ч. Здесь, конечно, с трудом, но можно допустить, хотя как говорил выше это около 0,2-0,3 н.ч.
Зато далее строчка поражает Диагностика электрооборудования автомобиля + еще 0,8 н.ч. и плюс к этому ко всему еще диагностика автоматической коробки передач + еще 2 н.ч. Итого, за компьютерную диагностику, клиент оплатил целых 0,6+0,8+2 = 3,4 н.ч. За что не понятно? Скажем, допускаю, что почитали ошибки, сделали тестовую поездку и посмотрели массив данных по нужным блокам и исполнительным механизмам, но это максимум 1 час. Переплата за диагностику составила — 2,4* 990 = 2 376₽.
Далее работы по сливу масла, снятию поддона и снятию блока клапанов. За каждую работу берутся деньги отдельно, а именно 0,7+1,17+1,9. Хотя по нормам завода изготовителя все эти работы входят в стоимость снятия блока клапанов и составляют всего — 1,9 н.ч. Итого переплата — 1851₽.
Далее Гидравлический блок разобрать/собрать — 2,5 н.ч. Тоже сколько их собирал разбирал, не помню, чтобы на это уходило так много времени, даже с учетом его промывки. В общем один час минимум точно можно "скашивать" — 990₽ переплата.
Итого. 990+2376+1851= 5217₽. С учетом стоимости работ, включающем замену масла в двигателе в 10 503₽, переплата ровно в два раза. Таким образом стоимость часа работ получается в районе 2 000₽ для саратовской местности, просто жесть!
Также был заменен соленоид исполнительный N88 137971. Стоимость клапана на одном из сайтов — 2 922₽ . Стоимость для клиента составила — аж 10 500₽. Наценка почти 360%. То есть мало того, что с автора наряда не хило нажились, увеличивая стоимость работ, так еще и столько же поимели на этом клапане. Второй страницы наряда автор не показал, таким образом увидеть какие сервис предоставляет гарантии, тоже не представляется возможным.
Как видим в отличии от предыдущих нарядов, в этом наряде номера деталей присутствуют.
Хотелось подвести итоги. Как всегда пишу это не для тех, кто делает тачки сам, а для тех, кто обслуживается в автосервисе.
■ Прежде чем делать работы уточните стоимость работ (включая и дополнительные) и запасных частей, которые понадобятся для ремонта.
■ Делайте оценку в нескольких сервисах. Сделать это можно и не по телефону, воспользовавшись сервисом vse-avtoservisy.ru, выбрав свой регион. Можно также уточнить и здесь через личный кабинет у автосервисов зарегистрированных на драйве.
■ Уточните производителя предлагаемых запасных частей, артикулы вам не назовут (это нормальная практика, они должны быть указаны в окончательном заказ-наряде), но производителя назвать должны. От этого может сильно отличаться конечная стоимость предложения.
■ Уточните гарантии которые предоставляет автосервис на работы и запчасти. Если гарантия менее 6 месяцев, то лучше приехать в такой сервис со своими запчастями. Уважающие себя компании дают 2 года гарантии на работы и детали (исключения могут касаться только расходных материалов и они должны быть подробно расписаны).
■ Обязательно запросите стоимость работ у официального дилера и если ваш автомобиль не на гарантии, упирайте на это. Большинство автодилеров делают скидки на негарантийный сегмент. При существующем сегодня подходе у ряда дилеров цены часто оказываются ниже, чем у неофициальных сервисов.
■ Задайте вопрос здесь на драйве в блоге по вашему автомобилю, сколько времени занимает та или иная работа. Здесь очень много пользователей которые имеют доступы к официальным каталогам. Также можно сделать оценку стоимости нужных деталей.
■ Если сервис пытается обосновать стоимость, что у вас старый автомобиль. Это должно быть реально показано вам. Закисло, требуется чистка, разработка и т.п. процедуры. Поэтому я очень рекомендую присутствовать при ремонте. Очень много косяков сможете увидеть. Автомобиль мы не ремонтируем каждый день, а потому лучше выделить на это время.
■ При получении автомобиля, перед оплатой, обязательно проверьте артикулы использованных запасных частей. Зайдите на exist.ru или emex.ru и введите номера артикулов, они должны четко биться. Далее проверьте все запчасти сложенные вам в багажник и упаковки использованных деталей с артикулами деталей фигурирующих в заказ-наряде (конечно лучшая защита — присутствие при ремонте). Пусть мастер покажет все проделанные работы по возможности описанные в наряде. В некоторых случаях проведите с мастером тестовую поездку. Только потом оплачивайте наряд.
На сегодня все. Спасибо за внимание! Удачи всем на дорогах.