Rolls-Royce 1920 Pattern MkI/Typ A
Страна изготовления: Великобритания
Год производства: 1921-1924
Производитель: Royal Ordnance Factory (Woolwich).
Шасси: Rolls-Royce 40/50HP
Кол-во выпущенных: 53 (War office) + 17? (RAF)
Боевая масса: 4100 кг
Размеры: 5030х1890х2280 см
Двигатель: Rolls-Royce 40/50HP 6428ccm, 65 л.с.
Максимальная скорость: 95 км/час
Бронирование: 8 мм
Вооружение: .303 Vickers maschine gun MkI, infantry pattern
Экипаж: 2-3
Где посмотреть:
Rolls-Royce Armoured Car (1920 Pattern) – Bovington Tank Museum (UK)
Rolls Royce Armoured Car (RR AC original chassis with replica armoured body) “AAR1 Danny Boy / Tom Keogh” – Private collection (UK)
Rolls Royce Armoured Car (1920 pattern) “AAR2 Sliabh na mBan” Irish Defences Forces Training Centre, Curragh Camp, The Curragh (Ireland)
Rolls Royce Armrd Car reproduction – The Honourable Artillery Company, London (UK)
Rolls-Royce Armoured Car reproduction – Private Collection (New Zealand)
Сразу после окончания мировой войны в Европе военные в Британии озаботились модернизацией старых и выпуском новых броневых машин, построенных уже с учетом эксплуатации в годы войны. Тем более, что ни английская армия, ни королевская авиация не собирались останавливаться и продолжали участвовать в конфликтах "малой интенсивности" по всему Ближнему Востоку и Индокитаю. От морской авиации задачи по поддержанию мира отошла в War Offive. Военные планировали восстановить производство броневиков, хотя 1918 году было выпущено 5-6 новых бронеавтомобилей на шасси Роллс-Ройс, в основном небольшими фирмами и по персональным заказам офицеров, этого однозначно не хватало военным. От добра добра не ищут, и War Office решил продолжать закупать бронеавтомобили близкие к Rolls-Royce Armored car 1914 Pattern Но занявшим этим процессом военное министерство столкнулось с неожиданным препятствием. В общем сразу начать выпуск новых броневиков военным не удалось. Коррупция, не думаю...
Завод Роллс-Ройс в 1914 году полностью прекратил выпуск шасси не только для легковых автомобилей, но и для броневиков. Все силы предприятия были брошены на выпуск гораздо более важных для армии авиационных двигателей. Сразу после окончания войны Роллс-Ройс начал восстанавливать производство легковых автомобилей, но в основном для гражданских заказов, недостаток мощностей привел к росту цен и военные, оценивая свой бюджет заказали первоначально 100 шасси, 77 для бронирования и 11 как учебные образцы с поставкой до 1926 года. Когда дошел проект до размещения заказа, Военное министерство обратилось в Адмиралтейство за чертежами на броневик и оказалось, что у Адмиралтейства чертежей нет. Оказалось, что чертежи разрабатывала фирма из Норвича Дафф, Морган и Вермонт (Duff, Morgan and Vermont). Фирма занималась проектами в автомобильной промышленности, а для работы с Адмиралтейством в 1914 году даже открыла чертежный офис в Лондоне. Кажется в причем здесь коррупция?
Как и в случае с фирмой Тальбо, которая принимала участие во всех проектах военных моряков, участие совершенно неизвестной фирмы в проекте мало объяснимо, учитывая, что у Адмиралтейства были огромные конструкторские мощности для проектирования кораблей. Еще интереснее становится, если обратить внимание на название, ну Дафф и Морган были обычными местными бизнесменами, а вот Вермонт - это псевдоним за которым скрывалась американка Локер-Лэмпсон. Все бы было ничего, если бы её сыном не был Оливер Локер-Лэмпсон (Oliver Locker-Lampson), который был членом парламента (от Северного Хантингдоншира) и офицером Королевского военно-морского добровольческого резерва. Претензий к самому Локер-Лэмпсону, который создал и возглавил боевое подразделение броневиков из двух эскадронов с 1916 по 1918 год воевавшее в России против ее противников и оказавший ощутимую помощь российскому государству. Но осадок остался...
Тем не менее, несмотря на проблемы, в 1920 году был составлен проект бронеавтомобиля для военного министерства (War Office). Изменения по сравнению с первоначальным проектом 1914 года были внесены для решения двух основных проблем - неудобства машины для экипажа и перегрева двигателя при закрытом радиаторе в боевых условиях. Для улучшения обитаемости немного сделали выше башню на 4 дюйма, и немного подняли сиденье водителя, относительно левого, что позволило не толкаться плечами экипажу. Из-за этого наблюдательные щели были в лобовой броне сделаны на разной высоте.
Улучшение вентиляции было реализовано с помощью дополнительных накладок на листы створок защиты радиатора. В створках были сделаны отверстия, которые не совпадали с отверстиями накладок, в итоге даже при закрытых створках двигатель имел приток воздуха. Совершенно неподходящие для боевых машин спицованные колеса были заменены на специальные с металлическими дисками и шинами от Мишлен. Передача в заднем мосту стала гипоидной, но это уже не заслуга военных, а развитие конструкции шасси на фирме Роллс-Ройс.
Полностью новый образец Rolls-Royce 1920 Pattern MkI отличался от образца 1914 года и его полевых модернизаций следующим: новые шины на дисковых колесах от Мишлен, которые впрочем были и на новых шасси для перестановки корпусов в Азии, дополнительное бронирование с прорезями на броневых створках прикрывающих радиатор, два замка удерживающих листы капота верхние и боковые, в отличие от трех на старой модели, прорези на разной высоте в лобовом листе водительской кабины, со стороны водителя выше чем с левой стороны, увеличенная высота башни примерно на 10 см и новые крылья передних колес более жесткие, чем у стандартных. Так как в ходе ремонтов и модернизаций в войсковых мастерских появлялись разные сочетания, настоящей машиной Rolls-Royce 1920 Pattern MkI является только та, у которой есть все признаки, отмеченные выше.
История службы машины очень широка, часть машин осталась в Великобритании: в Бовингтоне и в Уоррингтоне. Эти машины были переданы в 8-мь бронеавтомобильных частей территориальных войск созданных из полков Йомэнри в ходе реорганизации после 1918 года. Каждый полк добровольцев, который совмещал службу с работой, получил по две машины. Военные не были уверены в том, что "добровольцы" будут нормально эксплуатировать дорогое имущество и к каждой машине прилагался специально обученный и опытный водитель из Танкового корпуса. Часть Роллс-Ройсов образца 1920 года служила в оккупационных войсках в Германии и покинула Висбаден только в 1929 года.
Две боевые группы из 20 машин вместе с 3-м батальоном Королевского танкового корпуса принимали участие в показательных учениях 1927 года, где показали себя гораздо лучше танков. Машины выдвигались вперед, быстро занимали ключевые точки и обеспечивали движение частей. Но учения были танковые и только военные обратили внимание, что именно броневики уже состоялись как тактическая единица, в отличие от танков, малоподвижных и пригодных пока только для прямого наступления.
Остальные машины должны были отправится на Ближний Восток, хотя некоторым пришлось отправится вместо Месопотамии в Ирландию, для усмирения волнений в Ольстере и демонстрации силы ирландцам. В Египте броневики обеспечивали безопасность от Каира до Судана, а в 1927 году часть машин отправилась в Китай, что бы обеспечить безопасность иностранных в граждан от местных банд в рамках защиты компактных поселений в Шанхае. Бронеавтомобили были модифицированы в Китае, были установлены передние бампера для использования в условиях интенсивного движения и дополнительная зашита пулеметных амбразур.
Броневики образца 1920 года были одними из самых удачных во всей серии машин Rolls Royce Armoured Car, претерпев ряд модификаций в Африке британцы воевали на них и в 1940 году с немцами и итальянцами.
Один из броневиков Rolls-Royce 1920 Pattern MkI сейчас хранится в рабочем состоянии в главном танковом музее Великобритании в Бовингтоне, принимая личное участие в многочисленных праздниках :-))
Источники:
http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/greatbritain/ac_rolls-royce.htm
David Fletcher. Osprey - New Vanguard 189 - The Rolls-Royce Armoured Car
Танки. Справочник Хейгль
Часть I ГОСУДАРСТВА от A до F ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМАТА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР МОСКВА — 1937