Польша официально зафиксировала свое новое видение национальной безопасности, угроз и путей обеспечения жизненно важных национальных интересов. В военной сфере роль главной угрозы для польской национальной безопасности отведена России. В документе оценен большой спектр проблем внешней и внутренней политики страны, определены инструменты достижения стратегических целей государства, намечены системные изменения в госуправлении в режиме «тонкой настройки».
12 мая президент Польши Анджей Дуда подписал указ об утверждении новой редакции стратегии национальной безопасности (СНБ).
Предыдущая редакция данного документа выходила в ноябре 2014 года, предпоследний вариант — в 2007 году. На этот раз СНБ отличается и по стилю изложения, и по характеру оценок. В отличие от предшествующей редакции, больше напоминавшей академический труд, на этот раз стиль стал более публицистичным, это уже политический документ на злобу дня.
По мнению польских наблюдателей, данный документ заостряет внимание на угрозах, а также знаменует собой «возврат к корням».
Выступая на пышной церемонии подписания документа, президент Дуда отметил, что в новой стратегии СНБ отражена новая стратегическая ситуация, в которой оказалась Польша. В качестве позитивных элементов нового стратегического контекста он выделил размещение в Польше контингента армии США и формирование восточного фланга НАТО, создание Бухарестской девятки и развитие на этой платформе инфраструктурного сотрудничества в Восточной Европе, сооружение газопорта в Свиноустье и укрепление национальной энергетической безопасности. Расходы на оборону за период между двумя редакциями СНБ выросли почти на 40%.
Понимание угроз для современной Польши описано во вступительном разделе «Среда безопасности». Эта среда, по мнению авторов, характеризуется неопределенностью и непредсказуемостью из-за неуважения к международному праву и невыполнения международных обязательств. Вследствие этого растет количество угроз и вызовов различного характера.
В качестве наиболее серьезной угрозы для польской безопасности определена «неоимпериалистическая политика властей Российской Федерации, реализуемая также с применением военной силы». Россия, как утверждается, интенсивно наращивает военный наступательный потенциал ( в том числе на западном стратегическом направлении), развивает системы ограничения в доступе, включая регион Балтийского моря, в том числе в Калининградской области. Российская сторона также проводит широкомасштабные военные учения по сценариям, предусматривающим конфликт со странами Североатлантического союза, быструю переброску больших группировок войск и даже применение ядерного оружия. России вменяется в вину проведение действий ниже военного порога (гибридного характера), чреватых вспышками конфликтов и вооруженными столкновениями, использование невоенных инструментов (кибератаки, дезинформация).
На основе таких оценок сделан вывод о необходимости большего укоренения Польши в трансатлантических и общеевропейских структурах, развитие двустороннего и регионального сотрудничества с важнейшими партнерами.
Обозначается важное значение внутренних и региональных конфликтов среди южных соседей Европы. В глобальном плане важное значение для Варшавы имеет стратегическое соперничество США, КНР и России. Ключевое значение отводится энергетической безопасности Польши. Неоднократно подчеркивается значение союзнического взаимодействия с Соединенными Штатами.
К национальным интересам в сфере безопасности отнесены следующие аспекты:
- Обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, безопасности государства и граждан
- Формирование международного порядка, опирающегося на солидарное сотрудничество и уважение международного права и гарантирующего безопасное развитие Польши
- Укрепление национальной идентичности и сохранение национального наследия
- Обеспечение условий для устойчивого и уравновешенного социального и хозяйственного развития и сохранения окружающей среды
Новая редакция СНБ предусматривает формирование спецкомитета правительства для рассмотрения политик, стратегий и программ в сфере управления национальной безопасностью.
Предусматривается приспособить национальную систему кризисного управления к натовской системе кризисного реагирования, имея в виду вариант военно-политического конфликта и способность к планомерному переходу от мирного времени к кризисному положению и состоянию войны. Намечено осуществить пересмотр всего корпуса установочных документов стратегического планирования.
В части обеспечения устойчивости государства предлагается концепция всеобщей обороны.
В сфере военной организации польского государства акцент сделан на укреплении оперативной способности вооруженных сил к устрашению и обороне, особое внимание обращено на мобильность и техническую модернизацию. Намечено довести расходы на оборону до уровня 2,5% ВВП к 2024 году.
Описана также проблематика следующих направлений госполитики с акцентом на национальную безопасность:
- кибербезопасность
- функционирование государства и граждан в информационном пространстве
- взаимодействие в рамках НАТО и ЕС
- международное сотрудничество в двустороннем, региональном и глобальном форматах
- идентичность и национальное достояние
- позитивный имидж Польши
- здравоохранение и защита семьи
- миграционная политика
- финансово-экономическая безопасность
- энергетическая безопасность
- охрана окружающей среды
- научный и технологический потенциал
В целях реализации нового видения СНБ планируется принятие законодательных актов. Для регулярной оценки стратегического контекста допускается возможность выпуска стратегических обзоров национальной безопасности.
В связи с болезнью Дмитрия Пескова в Кремле комментировать польскую СНБ некому. Поручили члену Совета Федерации Францу Клинцевичу, который заявил: «Антироссийская риторика властей Польши и их действия в этом ключе должны встречать более "жесткий" ответ со стороны России, меры могут быть предприняты на экономическом уровне». Правда, судя по интервью «РИА Новости», Клинцевич полагает, что в Польше была принята военная доктрина.