Мемориалы, посвященные Второй мировой, есть в каждом Российском городе, пострадавшем от рук оккупантов. А так же есть и в Европе. Один из памятников жертвам фашизма находится во французском городке Орадур-Сюр-Глан. Правильнее будет сказать, что весь этот городок сплошной мемориал.
Июнь 1944 года, третий рейх неудержимо катится к гибели. Советские войска в очередной раз прорывают линию Маннергейма, захватывают Выборг и окончательно выводят Финляндию из войны. Красная армия полностью очищает от фашистов Крым, освобождает Могилев, Витебск, Бобруйск. Американские бомбардировщики совершают налеты на немецкие города, используя для пополнения запасов топлива и бомб советские аэродромы, расположенные под Полтавой, Миргородом и Пирятином.
В Европе у фашистов то же не все гладко. 6 июня началась Нормандская операция - высадка союзных войск на северное побережье Франции. К этому моменту французские партизаны активизировались, пытаясь оттянуть на себя части гитлеровских войск и тем самым помочь союзникам.
Немецкое командование пребывало в состоянии паники и растерянности. И в этот момент в штаб Второй танковой дивизии СС "Рейх" командующему дивизией генералу Хайнцу Ламмердингу поступает сообщение о том, что во французском городке Орадур-Сюр-Глан удерживается захваченный в плен штурмбаннфюрер Гельмут Кампфе - близкий друг генерала.
Генерал Хайнц Ламмердинг был в бешенстве. Он решил демонстративно покарать французский городок, освободить штурмбаннфюрера и уничтожить оплот Сопротивления. 10 июня 1944 года Орадур-Сюр-Глан оказывается полностью окруженным немецкими солдатами.
Учитывая, что городок сдался без боя, генерал Ламмердинг все же отдал приказ о проведении карательной операции. Ранним утром отряд эсэсовцев собрал всех до одного жителей городка, включая женщин и грудных младенцев (всего 652 человека), на центральной площади. Под предлогом проверки документов и обыска на предмет хранения оружия и боеприпасов.
После чего гитлеровцы, не проводя никаких проверок и обысков, загнали мужчин в сараи, а женщин и детей в церковь и там заперли. Затем деревянные стены сараев облили бензином и подожгли. Всех кто пытался выскочить из огня, фашисты тут же расстреливали, стреляли по ногам, затем еще живого человека окатывали бензином и заталкивали обратно в огонь. После расправы над мужчинами, эсэсовцы направились к церкви, сначала они запустили в помещение удушающий газ, а затем подожгли церковь. Любого кто оказывался снаружи, встречала пулеметная очередь.
После расправы над жителями, фашисты забросали гранатами дома, разрушая все подряд, не оставляя камня на камне. Через несколько часов городок опустел навсегда.
Из 652 жителей Орадур-Сюр-Глана выжить удалось пятерым мужчинам и одной женщине. Все остальные, включая 207 детей и 245 женщин, сгорели заживо или были расстреляны.
Трагедия городака Орадур-Сюр-Глан не прошла бесследно, хотя возмездие было несоизмеримо с самим бедствием. После войны 12 декабря 1953 года в Бордо начался суд над 65 солдатами из 200, участвовавших в бойне. И только 28 человек предстали перед судом. 20 из них были признаны виновными и осуждены, но вскоре французский парламент амнистировал их. Генерал Хайнц Ламмердинг скрывался от правосудия до самой смерти. Командир взвода карателей унтерштурмфюрер СС Хайнц Барт был пойман только в 1983 году в ГДР, осужден на пожизненное заключение и освобожден в 1997 году по болезни, умер в 2007.
Орадур-Сюр-Глан превратился в город-призрак. Французские власти оставили все как было, в назидание потомкам: сгоревшие автомобили, разбросанные личные вещи жителей, разрушенные дома, опаленные развалины церкви и т.д. .
Люди приезжающие в Орадур, проходят по навеки замолкшим улицам, и представляют себе, как из домов эсэсовцы выгоняют прикладами хозяев и гонят их на площадь.
Ночью развалины городка наводят ужас. Кажется, что из разрушенной церкви доносятся дикие крики горящих заживо людей, слышны автоматные очереди. Запах гари так и стоит в воздухе.
Есть еще одна версия жесткой расправы с мирными жителями. Предполагается, что штурмбаннфюрер Гельмут Кампфе, заведовал так называемым пенсионным фондом генерала - полутонной награбленного за период войны золота в слитках. Немецкие вояки уже давно не верили в победу Германии, а потому самостоятельно готовили себе спокойную старость. Спецмашина генерала якобы с документами дивизии, а на деле - с золотым запасом, находилась под личной ответственностью Гельмута Кампфе. И вот тут генерал получает сообщение, что Кампфе захвачен партизанами, соответственно и весь пенсионный фонд и содержится в городке Ораду-Сюр-Глан.
Фашисты не просто разрушали город и уничтожали людей, они искали золото, а вот нашли они его или нет история умалчивает...