Найти в Дзене

Прочитанный текст вылетает из головы? Упражнение для развития текстовой памяти

Оглавление
-2

Встречаются люди, которые, прочитав книгу, не могут вспомнить ни её название, ни автора, ни, порой, сюжетной линии или основной мысли прочитанного. Такое восприятие текста свидетельствует лишь о том, что у человека сформировался весьма неудачный способ чтения. К счастью, его можно скорректировать.

Прежде всего стоит сказать, что речь пойдёт об изменении привычки воспринимать текст, а работа с привычками всегда сложна и проблематична, поэтому стоит заранее настроить себя на твёрдое желание изменить себя, проявить к себе любовь, чтобы в дальнейшим использовать свою жизнь максимально продуктивно, ведь книги один из самых лучших источников получения информации и умение их правильно «поглощать» необходимо каждому.

Чтобы человеку выработать новую последовательность действий, ему необходимо изменить начальные установки. Установка включает в себя в себя прошлый опыт поведения в подобной ситуации, её схематичный образ и план действий. Претворение в жизнь одной и той же установки формирует в сознании человека определённой стереотип, т.е. систему привычек и навыков, которые человек выполняет автоматически, без привлечения ума.
Поэтому предложенная ниже практика для получения продуктивного результата должна выполняться ежедневно до того момента, пока она не перейдёт в привычку.

-3

Практика имеет четыре основных этапа:

  1. Понимание основных блоков текста.
  2. Запоминание блоков текста через ассоциации и визуализацию.
  3. Заполнение блоков после прочтения текста.
  4. Доведение привычки следовать блокам до автоматизма.
-4

Блоки текста.

1. Название статьи, главы, книги и т.д. Отражает суть содержание материала. Показывает значимость материала для читателя.

2. Автор.

3. Источник. Ставит оценку значимости текста.

4. Проблема текста. Содержание раскрывающее название текста.

5. Факты. Данные определяющие достоверность проблемы.

6. Основная идея текста. К чему призывает автор текста.

7. Мнение, рассуждение автора. Личные размышления автора.

*остальная информация в тексте не несёт в себе необходимого значения, поэтому её можно опускать, не добавляя в блоки.

-5

Ассоциация и визуализация.

Чтобы легко запомнить все семь блоков лучше всего создать себе собственный зрительный образ, где каждый пункт является ассоциацией зрительной картинки без текста. Это может быть комната, где название статьи написано на стене, в кресле сидит автор, держит в руках книгу с источником, на стене под названием висят плакаты по данной проблеме — содержание текста, на книжной полке расставлены книги с фактами по проблеме, рядом с автором на столе лежит листок с основной идеей, тут же открыт ноутбук с его личным блогом, где написаны его мнения и рассуждения.
Вы можете придумать для себя удобный именно для Вас образ.

Далее нарисуйте Вашу задумку в двух экземплярах. Один прикрепите на видном месте, другой используйте как закладку для книги, которую сейчас читаете или если это электронный текст, то просто держите при себе как шпаргалку.

-6

Заполнение блоков.

Шаг 1.

Начинайте медленно читать одну-две статьи, главы, небольших текстов в день, используя при этом нарисованную шпаргалку и методично заполняя с помощью её блоки.

После прочтения каждой статьи закройте глаза и мысленно представьте заполненные блоки. Пробегитесь мысленно по всему прочитанному тексту и разложите все его части «по полочкам».

Если первое время Вам будет сложно мысленно заполнять блоки, то заведите небольшую тетрадь и делайте в ней пометки или же, если у Вас есть возможность, помечайте блоки карандашом прямо в самом тексте.

Проделывайте эту практику в течение недели.

Шаг 2.

Со следующей недели начинайте читать тексты быстрее. Избегайте пользоваться шпаргалкой (за это время она уже должна хорошо отложиться в Вашей памяти).
Начинайте заполнять блоки во время чтения не останавливаясь. Раскладывайте информацию мысленно по мере прочтения.

Читайте текст целиком, не возвращаясь. Если есть желание вернуться из-за чувства неусвоенного материала, то остановите чтение, но не пытайтесь перечитывать. Постарайтесь «прокрутить» мысленно то, что Вы уже прочитали и заново заполните блоки. Если Вам всё равно не удаётся восстановите цепочку событий текста, то дочитайте текст до конца и прочитайте его ещё раз повторно.

По окончании чтения статьи мысленно представьте все заполненные блоки.

Выполняйте это упражнение пока оно не станет частью Вашей жизни и не перестанет вызывать дискомфорт от чувства принуждённой тренировки. Повторюсь: от частоты выполнения действий вырабатывается привычка.

-7

Эта практика помогает сделать процесс чтения более активным, осознанным, а значит и более продуктивным.

Овладев данным методом восприятия текста, Вы также сможете рационально тратить свои силы и время, перерабатывая только основную смысловую часть текста.

-8

Источник: Для создания данной статьи брался метод интегрального алгоритма чтения, разработанный Кузнецовым О.А, Хромовым Л.Н.
Метод разработан на основе изучения работы головного мозга, а также работ нейропсихологов и психологов.

-9

Краткий обзор практики:

1. Признать проблему неусваиваемости текстов и принять решение решить её.
2. Разобрать и понять семь блоков текста: название, автор, источник, проблема текста, факты, основная идея и рассуждения автора.
3. Нарисовать зрительный образ блоков и держать его первую неделю практики перед глазами.
4. Первую неделю неспеша читать одну-две статьи, заполняя блоки при чтении.
5. По прочтению текста мысленно пробежаться по заполненным блокам.
6. Во вторую неделю старайтесь читать без остановок не пользуясь нарисованным образом блоков, но при этом держа его в памяти во время чтения.
7. Дочитывайте текст до конца, не возвращайтесь.
8. Если текст остался не усвоен, читайте заново, начиная с первого слова и до последнего.
9. Доведите мысленное заполнение блоков во время чтения до автоматизма.
-10

Ставьте лайк, если статья была Вам полезна..
Поделитесь в комментариях, как Вы усваиваете прочитанные тексты и какие трудности возникали у Вас?

Подписывайтесь на канал, дальше будет ещё интереснее!