Найти тему

Аутсорсинг VS Бухгалтер

Добрый день!

Сегодня осветим такую тему как что такое аутсорсинг и в чем его отличие от штатного подразделения на примере аутсорсинга бухгалтерии.

Что такое бухгалтерский учет, какие несет функции и обязательства подробно раскрывает Федеральный закон №402-ФЗ «О Бухгалтерском учете» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/)

Бухгалтерский учет – это последовательная регистрация фактов хозяйственной деятельности предприятия, их систематизация, обобщение. Основанием для регистрации факта деятельности является документ, оформленный по всем правилам (описанным в соответствующем документе). К бухгалтерии можно смело применить выражение «без бумажки ты – букашка, а с бумажкой – человек». Венцом Бухгалтерской деятельности является отчетность: Баланс, отчет о финансовых результатах и т. д.

Параллельно и неразрывно с Бухгалтерским учетом существует Налоговый учет, предписанный Налоговым кодексом РФ. Принципы функционирования аналогичны Бухгалтерскому – документ во главе угла. Итог – Налоговые декларации и платежи в бюджет.

Суть в том, что бухгалтер несет ответственность за принятые документы, правильность их регистрации и отражения в отчетах. Но (!) ответственность деятельность предприятия несет его Руководитель!

Бухгалтер может и должен давать рекомендации предприятию по ведению деятельности – с точки зрения последствий налоговой нагрузки и финансовых показателей. Прошу не путать с псевдо оптимизациями налогов.

По сути проблемы части современных предприятий сводятся к тому, что в целом бизнес-процессы нарушены и бухгалтер на уровне документов подгоняет картинку под ответ – сам зачастую «рисуя» документы, в такой ситуации бухгалтер становится соучастником и делит ответственность.

Финансовая и налоговая отчетность таких предприятий не соответствует действительности.

Мы будем разбирать эту проблему в последующих публикациях.

Теперь Аутсорсинг – обратимся к Вики - Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника и/или ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области. В отличие от услуг и поддержки, имеющих разовый, эпизодический или случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг обычно передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работы отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). (https://ru.wikipedia.org/wiki/Аутсорсинг)

Другими словами – аутсорсинг бухгалтерского учета – это замена штатного бухгалтера по основному функционалу – прием, регистрация документов, формирование отчетов, анализ и консультирование по деятельности.

В чем же разница между Бухгалтером штатным и аутсорсингом

Штатный бухгалтер - должностное лицо, с которым заключается трудовой договор и которому выдаётся должностная инструкция (должна выдаваться) – но в любой должностной инструкции есть волшебный пункт – «прочие распоряжения руководителя» под которым скрывается – курьер, офис-менеджер, кадровик, юрист и т.д. (дополнить по желанию) и все это за средний оклад по рынку, премию бухгалтерия получает редко, разве что за общие результаты компании под номером №13

Плюс компетенции сотрудника могут быть ограничены – ну не знает бедный бухгалтер как при миллионных оборотах и НДС к уплате сотни тысяч сделать так чтоб заплатить 1 рубль и чтоб за это ничего никому не было – опыта нет, желания в конце концов. Или бухгалтер что-то там делает вроде -как ни спросишь всегда занят, отчетов не дает или такие что как говорится без бутылки…
Если обороты маленькие берут «приходящего»

Доводы в пользу:

Делает все что скажут, под угрозой увольнения
ненормированный рабочий день за те же деньги

И Самый важный пункт – при визите гос. органов все сваливают на бухгалтера(!)

Минусы

Ответственность – недоплаты, камеральные проверки, штрафы – платит предприятие, повесить на сотрудника сложно (под защитой ТК РФ и плохо составленных договора инструкции)

Ограниченность компетенций

Ну и налоги, конечно, с ЗП скорее минус, чем плюс

Аутсорсинговая компания – это замена штатного бухгалтера, которая делает все, о чем договоритесь. Конечно, рынок большой и компания компании рознь.

Для обращения в аутсорсинг нужно четко понимать для каких функций нужен бухгалтер или не только он. Самое главное руководитель компании должен осознать свою ответственность за налоги и учет – и научится вникать в данные.
Аутсорсинговая компания – как и любая обслуживающая компания перед выставлением счета предоставить отчет о выполнении работ

Бухгалтерская компания предоставит (должна на мой взгляд) предоставить все картинку по состоянию учета, а также дать оценку состоянию компании - предположить, предупредить о налоговой нагрузке, если необходимо дать рекомендации.

Компания заинтересована в клиентах и предложит варианты решения в том числе с юридической точки зрения.

Конечно, услуги не бесплатны – но основное правило бизнеса аутсорсинга – это должно быть дешевле штатного бухгалтера с тем же функционалом.

В хороших компаниях за клиентом закреплен один специалист для комфорта взаимодействия, всегда на связи руководитель, ценность – репутация.

Плюсы аутсорсинга:

Ответственность за санкции гос. органов по несвоевременной сдаче, по некорректному учету – несет аутсорсинговая компания

Компетентность – при необходимости выдается заключение за подписью компании – и ответственность подтверждается

У аутсорсинговой компании – есть партнеры – для удовлетворения всех смежных потребностей клиента, в некоторых случаях их предоставляют безвозмездно как бонус.

Минус

Четкое разграничение ответственности – осознанность рамок

При неудачном выборе компании - потери базы данных, документов, времени, финансов, необходимость восстановления и разбирательств с органами

При выборе и бухгалтера и аутсорсинга – главное — это взаимопонимание между руководителем и кандидатом. У Штатного бухгалтера главное способность излагать простым языком рабочие моменты и опыт работы не самое главное (зависит от сложности позиции) техническому бухучету не сложно научится (пройдите мои курсы 😉 я знаю прекрасных бухгалтеров в прошлом успешных в других отраслях, прослушавших курсы и начавших практиковать) – главное уметь видеть последствия для экономики предприятия в принимаемых решениях – а это опыт.

В аутсорсинге главное репутация компании – проверка контрагента, как и в любой иной отрасли – соотношение цены и качества - четкое прописывание ответственности, функций и сроков.

На курсах по бухгалтерскому учету я люблю говорить, что бухгалтерский учет надо просто прочувствовать, с ним надо прожить его историю (как и в целом экономику предприятия) и тогда картинка выстроится. Так и спутника в этом надо выбирать сердцем 😉

До новых встреч