Может ли вандализм представлять ценность для истории?
Путешествую я много, с удовольствием брожу по древним замкам, развалинам, городам. Состояние памятников разное, но почти на каждом памятнике можно встретить надписи, типа здесь был Вася и рядом год, когда этот Василий посетил это значимое место.
Я наблюдала такие надписи с Васями, которые были отмечены XIX веком. Поскольку в те давние времена русские были воспитанными и образованными людьми, то такие надписи оставляли итальянцы, немцы и остальные европейцы.
Вот брожу я в восхищении по часовне 12 века, поднимаю глаза и вижу такую надпись кажется некто Marek в 1903 году соизволил оставить автограф. И я не злюсь, понимая, что после 1903 было много чего первая мировая, вторая мировая, много воды утекло и эта хулиганская надпись уже история, хоть и не такая давняя как замок XII, века, который, между прочим, тоже построили на месте древней моравской крепости X века, предварительно сровняв ее с землей. Вот ведь средневековые вандалы.
В египетской секции в нью-йоркском музее Метрополитен собрано по кускам целое здание египетского храма раннего Нового царства. Выставка очень интересная, но едва ли не первое что бросается в глаза - многочисленные надписи на стенах храма, оставленные понаехавшими англичанами и прочими итальянцами в 1820-х.
Наши древние предки тоже любили выцарапать на редчайших памятниках свои автографы. Люди не меняются.
Великий Новгород, прекрасный собор Святой Софии. Одна из надписей Софии Киевской гласит: "Ох, тяжко мне!" Это граффити, согласно официальной версии, оставил не кто иной, как князь Владимир Мономах.
" Пойду бобром возле реки." Эта надпись процарапана писалом (палочка с острым металлическим наконечником, которым писали на берестяных грамотах) подряд 5 раз. Что это? Песня, анекдот, заклинание?
Автор этих слов повторяет их одним и тем же почерком неоднократно и на других стенах. Возле одной из надписей имеется изображение бобра, поднявшего мордочку кверху и вытянувшего передние лапы.
Содержание некоторых надписей наводит на размышления. Вот, например, основательно зачеркнутая надпись, которую с трудом удалось прочесть: «Шестый день поста жгоша Даляту». Очевидно, сожжен был не сам Далята, а его двор. Далята оставил в соборе и два других автографа. Вот ведь вандал! Но теперь мы знаем о его жизни и бедах.
Такие надписи на древних памятниках тоже являются ценными памятниками и источниками знаний. Но только в какой момент они становятся не актами вандализма, а достоянием истории? Кто знает?