На связи со студией "Радио России" профессор Финансового университета при правительстве РФ Александр Львович Сафонов.
Президент РФ объявил о том, что всеобщий нерабочий период для страны завершён. С 12 мая все работают согласно установленному в регионе порядку. Теперь каждый регион будет жить по своим правилам?
Александр Сафонов: Поскольку эпидемиологическая обстановка в каждом регионе своя, кто-то более хорошо справился с ситуацией, кто-то – менее, кто-то запоздал, кто-то опередил, поэтому, конечно, по обстоятельствам будет формироваться региональная политика в отношении отдельных ограничений.
Самое важное, что прозвучало в выступлении президента, – это то, что необходимо восстановить работу всех базовых отраслей. Это касается всех субъектов РФ. Ну и субъекты РФ должны в рамках своих программ защиты работающего населения обеспечить функционирование этих предприятий таким образом, чтобы вероятность заболевания работающих была минимальной. А это организация контроля за безопасностью пребывания на рабочем месте. В первую очередь это касается вопросов, связанных с применением элементарных средств индивидуальной защиты (масок, перчаток), использованием средств обеззараживания, обеспечением соблюдения насколько возможно социальной дистанции. То есть, всё теперь зависит от конкретных обстоятельств, и свести всё к единым правилам невозможно.
Естественно, в большей степени субъекты РФ будут заниматься теми вопросами, которые находятся непосредственно в их компетенции. Это организация малого бизнеса, связанного с сервисом, где достаточно высокий уровень разных хаотических контактов. Это торговые точки, парикмахерские, предприятия сервиса. В принципе здесь нужно будет работать каждому субъекту самостоятельно, оценивая вероятность рисков, которые ещё сохраняются в отношении распространения коронавируса.
С одной стороны, вроде общие правила игры закончились, и каждый регион теперь принимает свои решения. Но одним из общих правил игры было то, что люди, которые до 11 мая не работали вынужденно по решению властей, всё-таки получали свою базовую зарплату за те дни, что не работали. Вроде бы нет ни одного российского региона, который бы объявил, что с 12 мая все начинают работать и зарабатывать деньги. Вопрос: люди, которые не будут работать и дальше, но по решению местных властей, будут получать свою базовую зарплату? Местные власти могут обязать работодателей выплачивать людям их заработные платы?
Александр Сафонов: В данном случае всё намного сложнее. Почему? Потому что, если взять ТК РФ, у региональных властей есть право устанавливать нерабочие, праздничные дни регионального значения, но при этом, и это существенное ограничение, они должны найти источники компенсации убытков для бизнеса. Намного проще это сделать в бюджетном секторе, потому что это касается бюджетных расходов, заложенных в начале года. А вот что касается бизнеса, придётся почесать затылок и сформировать какие-то резервы для того, чтобы компенсировать затраты бизнеса на поддержку занятости, сохранение рабочих мест и выплату заработной платы. Здесь вариации могут быть разными. Например, компенсация не полной заработной платы, а в размере двух третей как за простой не по вине работодателя. Но это уже зависит от договорённости между местным бизнесом и местными властями. Понятно, что понадобятся средства, если паче чаяния местные власти захотят сохранить режим самоизоляции и ограничений для каких-то бизнесов. В любом случае должен быть поэтапный выход из режима карантина. Но по указу президента до сих пор запрещены любые массовые мероприятия. Поэтому в любом случае регионам придётся разрабатывать отдельные программы помощи бизнесам.
Если говорить о федеральных мерах поддержки, то у бизнеса на самом деле после того, как возникли эти ограничительные шоки, единственный способ сокращения своих расходов связан (упал потребительский спрос, сократился портфель заказов, некоторые отрасли просто встали) либо с сокращением рабочей силы и увеличением числа безработных, либо всё-таки с попыткой её сохранить. А как можно сохранить? За счёт оптимизации количества отработанного времени. Это может быть неполная рабочая неделя или сокращённая заработная плата. То есть, все эти федеральные меры направлены на то, чтобы людей вообще не выбрасывали за ворота, чтобы они не лишились окончательно рабочих мест. Потому что восстановление бизнеса будет достаточно долгим. И для того чтобы гарантировать занятость, правительство и рассматривает этот пакет мер как долгосрочный, в перспективе за пределами самого карантина. Продолжающийся карантин – это усугубляющее обстоятельство, оно может увеличить риски прекращения бизнеса, а может оставить в том виде, в котором они сейчас есть. Но в любом случае без очень тщательного взвешивания последствий ограничений, которые исполнительные власти попытаются сохранить в каком-то виде, не обойтись.