Ох, как иногда бомбит после чьих-нибудь слов, о том, что торговля получает свои доходы, просто делая “бешеную наценку”. Р-р-р-р.
Я тоже раньше всех торговых работников презрительно в душе считала “торгашами”, признаю. Оба родителя - инженеры, папа - кандидат технических наук, у самой образование “инженер-механик” по диплому, муж - аналогично. Откуда же другому мнению взяться?
И только когда сама завела свой бизнес, связанный с торговлей, поняла, что же это такое.
Так вот, для тех, кто как я когда-то раньше, считает, что в торговле деньги даются “просто так”, расскажу немного об изнанке нашего дела. Конечно же, бизнес бизнесу - рознь. И я рассказываю конкретно про себя.
Сразу скажу, что я являюсь собственником бизнеса 10 лет, оформлена в качестве ИП и честно плачу налоги.
- Итак, самое главное - расходы на товар. Если не вкладывать в покупку нового товара 50% от выручки, то развития не будет. Наблюдала ситуацию, когда собственник “вытаскивает” из бизнеса все деньги на свои нужды - ни к чему хорошему это не приводит. Стараюсь придерживаться этой формулы - не менее 1/2 выручки - на товар. Бывает и больше - соблазнов у меня примерно столько же, если не больше, чем у моих покупателей. Только они соблазняются розничными покупками, а я - оптовыми.
- Аренда помещения. Мы арендуем офисное помещение площадью 60 кв.м. Состоит оно из двух комнат: 40 квадратов - сам магазин и 20 - подсобное помещение, включает в себя склад, кухню, помещение для мастер-классов (маленькую студию), она же используется для упаковки заказов. Стоимость аренды в нашем здании небольшая - 400 руб. / кв.м.
В период карантина нам сделали скидку 50 руб. с квадратного метра, на 2 месяца. Негусто, но “с паршивой овцы хоть шерсти клок”.
- Налоги. Я работаю по упрощенной системе, т.е. плачу 6% с выручки. Бухгалтерию веду сама (я же в прошлом главбух).
Помимо налогов, есть еще масса расходов:
- расчетно-кассовое обслуживание: за пользование терминалом для безналичного обслуживания, за эквайринг (это когда покупатели платят на сайте картой) нужно платить от 1.9 до 2.5%. За пользование расчетным счетом фиксированная сумма снимается 2 раза в год. Очень большую сумму берет эквайринговая компания раз в год за заполнение каких-то муторных форм на английском языке, которые я осилила сама. Не осилила бы - пришлось платить еще больше.
- За пользование онлайн-кассой нужно ежегодно выкладывать приличную сумму (ох, как дорого нам встал этот новый закон! А куда деваться, пришлось подключаться). Также отдельных денег стоит фискализация данных - постоянно платим за “ключи”, с помощью которых передается информация о нашей выручке в налоговую. Каждый пробитый чек - на учете.
- Денег стоит и пользование программой, через которую рассчитываю и сдаю налоговую отчетность (пользуюсь Эльба-контур), в целях экономии перешла с бизнес-тарифа на эконом.
- За отдельный сервер (наш магазин такой большой по номенклатуре, что пришлось пойти на эти траты) ежемесячно плачу почти 1500 руб.
- Сайт все время нужно улучшать: покупка дополнительных опций (стараюсь покупать их в "черную пятницу," на распродаже, стоимость особо интересных может доходить до 3-5 тыс.руб.), а к концу года маячит переход на новую версию шаблона, это около 20 тыс. руб.
- Доменное имя стоит 500 руб. в год, не заплатишь - оно “пропадет”.
- Много “съедает” упаковка - пакуем не из старых коробок, а из нового гофрокартона, также покупаем коробки для пиццы - удобны по размеру. Также пупырчатая пленка, скотч, стрейч-пленка - все это стоит приличных денег. Пакует муж, экономим на зарплате.
- Транспортные расходы по доставке заказов до покупателя - отдельная глава. Конечно, их в большинстве случаев нам возмещает покупатель, но бывают другие ситуации. Например, если ваш заказ больше 4000 руб, то отправим за наш счет. Или сейчас, в период карантина, у нас акция: заказы более 1000 руб. отправим со скидкой на доставку 175 руб. по купону KARANTIN.
Траты на бензин. Иногда приходится ездить далеко, правда, сейчас нечасто, очень удачно филиал СДЭКа находится у нас в 10 минутах ходьбы от магазина, если не очень тяжело, то муж носит “на себе”. Но если груз внушительный, едем на своей машине.
- Постоянные скидки и акции - это тоже затраты. Накопительная скидка в магазине от 3 до 11%. В период акций скидки достигали 15% (больше - невыгодно!), но сейчас, с падением спроса и покупательской способности, приходится иногда делать скидки еще больше, уже почти в убыток себе. Цель: оборачиваемость денежных средств.
- Тратить большие средства на рекламу меня душит жаба. У меня просто нет таких денег, и я не понимаю, как можно потратить сотню тысяч рублей (именно столько просят рекламодатели). Периодически трачу от 5 до 15 тыс. руб. на разные рекламные кампании, некоторые из них срабатывают.
- что-нибудь наверняка забыла, ну да ладно.
И самое главное - это время.
Столько времени, сколько предприниматель тратит на свой бизнес, никакой наемный работник не тратит, работая “на дядю”. У нас нет нормированного дня, гарантированного отпуска или оплачиваемого больничного. Благо что дочь-студентка учится в другом городе, поэтому мы с мужем на работе с утра до вечера. Есть работа - это прекрасно! Как потопаешь - так и полопаешь.
Ни о каких свердоходах речь не идет. Да, моя семья не нуждается. Но и не шикует, а в нынешней ситуации - особенно. Моё мнение: всё зависит от нас самих.
Я не жалуюсь! Я довольна своей жизнью. Цель этой статьи - просто рассказать вам о финансовой стороне такого бизнеса. А об эмоциональной стороне расскажу вам в другой раз.