Писатели и художники уже давно представляют себе потусторонние библиотеки-магические библиотеки, мифические библиотеки, библиотеки далекого прошлого, будущего или планеты. Там есть великая библиотека джедаев "Звездных войн" - огромный оплот знаний и символ джедаев. Во "Властелине колец" Гэндальф узнает о надписи на одном кольце в пыльной библиотеке Минас-Тирита. Или подумайте о эпизоде Доктора Кто в котором доктор и его спутник посещают самую большую библиотеку во Вселенной в 51 – м веке – целую планету-и находят ее жутко пустынной.
Пожалуй, одно из самых убедительных литературных представлений о библиотеке встречается в книге Умберто Эко "Имя розы" (1980), средневековой картине, помещенной в монастыре, заполненном книгами. Посланный расследовать убийство, совершенное на территории монастыря, монах-сыщик Уильям Баскервильский обнаруживает, что убийства происходят из-за дьявольских попыток монастырского библиотекаря скрыть от мира утерянную классическую работу. В кульминационный момент этой истории Уильям замечает: "эта библиотека, возможно, была рождена, чтобы спасти книги, которые она хранит, но теперь она живет, чтобы похоронить их.”
Эти воображаемые библиотеки являются свидетельством неоспоримо магического и сложного качества библиотек – особого качества, которым обладают молчаливые отрезки томов, классифицированные и готовые предложить бесчисленные секреты. Или, действительно, они демонстрируют, как полнота библиотеки может сделать ее самой таинственной тайной, не поддающейся расшифровке или упорядочению.
Но библиотека, как мы знаем, находится под угрозой – и поэтому эти вымышленные места никогда не были более актуальны. В один прекрасный день библиотеки сами могут быть обречены на вымысел. Финансирование в значительной степени связано с этим – просто посмотрите на тенденцию отхода от местных библиотек к региональным хабам.
Но оцифровка, очевидно, также является важным фактором. Терри Пратчетт представил себе лабиринт библиотеки в Плоском мире под присмотром орангутанга, где студенты иногда теряются и вынуждены есть свои собственные ботинки, чтобы выжить. Это может показаться абсурдным, но, возможно, именно эта библиотека имеет самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню – с ее бесконечными полками и связями с каждой библиотекой и каждой коллекцией книг в Мультивселенной.
Битные библиотеки
Появление новых контуров цифрового ландшафта может означать, что конец библиотеки как хранилища книг неизбежен. Несколько щелчков мыши-это все, что нужно, чтобы получить доступ к библиотеке, которая больше, чем может себе представить воображение.
Мы имеем доступ к миллионам книг, даже не выходя из дома. Доступные через головокружительное количество поставщиков, времена никогда не были лучше для ненасытных читателей. Книги, новые и старые, находятся в свободном доступе (если у вас есть доступ в Интернет, конечно) – будь то через Project Gutenberg (46 000), интернет-архив (7,8 млн) или Google Books (30 млн). И, конечно, это не считая книг, как бесплатных, так и платных, доступных через Amazon Kindle Store (3,2 млн) и Apple iBooks Store (2,5 млн).
Это, несомненно, Библиотеки будущего (или даже настоящего). Наше старое представление о библиотеке сводилось к пространству (огромному, как Библиотека Конгресса, и маленькому, как самая уютная из отраслевых библиотек). Библиотека теперь также может быть найдена как виртуальное пространство, построенное из единиц и нулей, волшебная библиотека почти невообразимых пропорций, которая также может быть перегнана во все более мелкие портативные устройства, такие как Kindles, Kobos, Tabs, iPad и iPhone. Будущая библиотека больше, чем все исторические библиотеки мира вместе взятые, и меньше, чем книга на одной из полок этих библиотек. Такая вещь только раньше была задумана в художественной литературе.
Вавилонская библиотека
В рассказе Хорхе Луиса Борхеса 1941 года "Вавилонская библиотека" (который вы можете прочитать здесь) сама Вселенная представляется как библиотека бесконечных измерений. Она совершенно симметрична и существует на протяжении всей вечности. Противоположностью этому архитектурному порядку является хаос книг, которые он содержит. В библиотеке хранятся все когда-либо написанные книги, но сами тексты не поддаются расшифровке и хранятся без видимой системы. Повторение и симметрия разрушают упорядоченность библиотеки, стирая любой внутренний смысл, поскольку вывод становится ясным:
Библиотека неограниченна и циклична. Если бы вечный путешественник пересек его в любом направлении, то спустя столетия он увидел бы, что одни и те же Тома повторяются в одном и том же беспорядке (который, таким образом, повторялся бы в порядке: порядок).
А что потеряно?
А как же традиционная роль библиотекарей в качестве хранителей и посредников, инициирующих неуверенных или любопытных покровителей в тайны стеков? А как насчет простой силы просмотра, хождения по этим стопкам и открытия по счастливой случайности этой волшебной книги у вас под рукой?
По словам Джеки Грейнджер, управляющей редкими книгами и специальными коллекциями в Университете Сиднея, эти страхи и фантазии нуждаются в некоторой квалификации. В эпоху массовой оцифровки библиотекарь продолжает играть центральную роль, особенно в том, что касается записи жизненно важной исторической информации о оцифровываемых книгах. Они обладают совершенными навыками для создания и управления цифровыми ресурсами, а кураторство коллекций не так сильно отличается в цифровом плане от физического – доступность и доступ по-прежнему опосредованы. Просмотр никогда не бывает таким волшебным, как может показаться.
А Библиотека будущего и ее хранители проявляют себя в реальном мире другими интригующими способами. Зимой 2014 года Московский метрополитен начал делать копии русской классики доступными для бесплатного скачивания в виде электронных книг для своих покровителей. Путешественники в общественном транспорте обычно видят книгу в руках, поэтому сетевым провайдерам имеет смысл подключать их не только к месту назначения, но и к чтению. Если библиотеки - это такие же пространства, как и книжные коллекции, то, возможно, Московский метрополитен превращается в одно целое.
Несмотря на различные попытки сохранить наше культурное наследие нетронутым для будущих поколений, будущее, стоящее перед библиотеками, может показаться довольно апокалиптическим. В книге Х. Г. Уэллса "Машина времени" (1895) главный герой путешествует вперед, в год 802701, чтобы найти Землю, где человечество сократилось до детских элоев и людоедских морлоков.
Прогуливаясь среди руин того, что когда-то было Лондоном, путешественник во времени натыкается на “дворец зеленого фарфора”. Здание из “рваных остатков стекла “и” проржавевшего металлического каркаса“, дворец-это все, что осталось как” древний памятник интеллектуальной эпохи " с какого-то момента между 19-м и 800-м веками. Путешественник осознает это:
Судя по размерам помещения, в этом зеленом фарфоровом дворце были ... возможно, исторические галереи, а может быть, даже библиотека!
И кто знает, может быть, будущее библиотеки лежит в руинах. А может быть, библиотека снова превратится, как Феникс, во что-то совершенно неожиданное и волшебное?