Страдать в тексте можно тоже довольно самодовольно, вызывая у читателя приступы тошноты или смеха.
Как это происходит. Очень много описательных моментов – «переживала, плакала, страдала, было больно, страшно» и все в таком роде.
Часто писатели считают, что описать чувства крайне важно и чем больше описать этих чувств, тем понятнее читателю, как сильно страдает герой.
От того возникает ощущение, что автор упивается больше процессом, чем пытается описать его правдиво.
Правдиво и красиво – это про действия и происходящее вокруг. Герой не существует сам по себе. Его окружают вещи, другие люди, шум, обстановка, действия.
Так вот описывая переживания, важно учитывать происходящее вокруг. Не забывать писать про действия. То есть, например, герой заболел. Лежит в кровати, ему плохо. Можно очень долго и муторно расписывать про его переживания и физиологические процессы, а можно написать, что хотелось пить, а встать и направиться за водой не получалось. Кружилась голова и подкашивались ноги. А во рту уже пустыня. Или слепило в глаза солнцем из окна, задернуть бы шторы, да рука сломана, а второй не дотянуться. В общем включать пространство в происходящее, уходя от внутреннего мира.
Пережевывать внутренний мир героя – это и есть точечное самолюбование.
Еще один пример – описание отрицательного героя. Можно описать его скучными прилагательными - плохой, чёрствый, гадкий и так далее. А нужно дать доказательную базу. Не только влепить ярлык – Семенов был плохим человеком, но доказать почему. Например, он воровал у одноклассников деньги. Не гнушался даже воровать у Петрова, а все знали, что его растит бабушка и они еле-еле сводили концы с концами. И его пять рублей – лакомство на школьную неделю. А Семенову было плевать и на это. И вот Семенов перед нами показательный антигерой.
И не нужно много описаний, достаточно емкого примера.
Вот отрывок из книги Жозе Сарамаго "Слепота". Герой лишился зрения. В конце одно только предложение погружает нас понимание, какой ужас переживает человек, который ослеп в одну секунду. И никаких описаний и страданий через кучу утомительных описаний.
" Запинаясь, сбиваясь и оговариваясь, словно потеря зрения лишила его и памяти, слепец назвал адрес, потом добавил: Не знаю, как вас благодарить, а водитель ответил: Да ну, какие пустяки, сегодня вы, завтра я, и кто может знать, что его ждет. Вы правы, правы, мог ли я подумать, когда выходил утром из дому, что со мной стрясется такая беда. И, удивленный тем, что машина не движется, спросил: А почему мы стоим? Красный, был ответ. А-а, протянул слепец и заплакал еще горше. Отныне и впредь он лишился способности следить за переключениями светофора.
Оставляйте ваши комментарии, вопросы и отрывки текстов.