Моя профессиональная деятельность относится к творческой. С одной стороны, она требует системности, аналитичности, методологии. С другой - бурления "свежих" идей. Особенно сейчас, когда появляются технологии и драматично меняется поведение людей, развивающих в себе те или иные навыки. И если периодически возникающие задачи допускают копирование и видоизменение уже существующих проектов, то необходимость создавать новые концепции, легенды, смешивать форматы обучения, проектировать уникальный опыт сотрудников ставят перед необходимостью управлять потоковым творчеством: генерить абсолютно новые идеи в постоянное режиме.
5 лет назад я поставила себе задачу – отобрать инструменты для управления креативностью группы, когда:
1️⃣ поняла, что создание инновационных продуктов для TD/LD требует постановки «на поток» творческого мышления
2️⃣ поняла, проанализировав все мозговые штурмы, в которых участвовала, что они исключают из группы, возможно, наиболее творческих участников
На тот момент мне стало очевидным, что мозговой штурм не работает, но причины этого мне были не ясны.
Первые проблески моих изысканий появились с результатами исследования, приводимыми Гаем Клакстоном в книге «Развитие интуиции».
Целью исследования были процессы познания мира.
Оказалось, что у человека есть 2 вида мышления: "быстрое" и "медленное". Он использует то и другое в зависимости от ситуации и своей цели.
👉"Быстрое" необходимо в случаях, когда есть какие-то данные, параметры и информация и надо принять быстрое решение. Оно, в некоторой мере, шаблонно, поскольку оперирует уже известными категориями, опциями и алгоритмами. При этом часто решение принимается с использованием интуиции.
👉"Медленное" часто используется для создания нового. Оно в большей степени использует возможности подсознания, результаты наблюдения и метод свободных ассоциаций, что значительно удлиняет процесс разработки, но сильно повышает шансы создать что-то действительно новое.
Возвращаясь к вопросу о мозговом штурме, люди, ведущим мышлением которых является быстрое мышление, могут быть гораздо активнее других во время штурма, оказывая давление на тех, кто мыслит иначе.
По незнанию, я однажды лишилась одного крайне креативного члена команды, просто «загнав» его, используя слишком короткие периоды для отчета. Он был прекрасен, если у него было достаточно времени для работы и абсолютно не эффективен, если ему не давали время на тщательное обдумывание. У меня точно такой же формат работы, но я не прочувствовала тогда, что его просто надо было немного «отпустить».
Вывод, который я сделала для себя – генерация идей должна проходить в тишине, письменно и достаточное количество времени.
А позже я прочитала у Майкла Микалко (мирового эксперта по креативности) вариант мозгового штурма (брейнрайтинг), который учитывал эти факторы (привожу в своей версии, оптимизированный под мою команду процесс):
✅Подготовка
✔Поставить на середину стола коробку для сброса карточек с идеями в нее
✔Сформулировать и записать обсуждаемый вопрос на видном месте
🚀Этап 1: генерация идей
1. Раздать участникам карточки 5Х10 см
2. Попросить участников записать все идеи, которые пришли в голову: 1 карточка=1 идея
3. Необходимо сбрасывать карточки в коробку на середине стола
4. 30 минут на этап 1
🚀Этап 2: повторная генерация
1. Предложить участникам брать из коробки по 1 карточке и относиться к ним, как к «стимулам»
2. Как только участник взял карточку из коробки, ему необходимо взять пустые карточки и записать все идеи, на которые его натолкнула карточка из коробки
3. 30 минут на этап 2
🚀Этап 3: голосование
1. Все карточки вывесить на стены, согласно категориям, на которые вы сами из разобьете
2. Снабдить участников самоклеящимися точками и отвести минут 10 на голосование (участники ходят по комнате и голосуют за понравившиеся идеи)
3. Все идеи с наибольшим количеством «голосов» остаются для дальнейшей проработки
🚀Этап 4: "галерея"
1. Дать участникам возможность перемещаться между идеями
2. Участникам необходимо взять пустые карточки
3. Перемещаясь между идеями, каждый участник должен предложить улучшение для каждой из оставшихся идей
4. Участник приклеивает идеи для улучшения прямо под рассматриваемой им идеей
5. 30 минут на этап 4
🚀Этап 5: голосование
1. Участникам снова необходимо проголосовать (уже за «свежие» идеи)
2. После этого произвести ревизию получившихся идей и убрать те, которые набрали меньшее количество «голосов»
3. 10 минут на этап 5
Подведение итогов:
1. Можно приступить к устному обсуждению получившегося списка идей
2. Можно остановиться на полученных результатах и передать их для дальнейшей обработки ответственным
Повышайте креативность команд - сейчас это критическая необходимость!