Найти в Дзене
ВТБ Страна

Балетомания: четыре «Лебединых озера» на трех «Спящих красавиц»

Оглавление

14 балетных постановок для эстетов и любителей классики. Ограниченный объем публикации сделал список неполным и субъективным — как минимум «Дон Кихотов» и «Щелкунчиков» из него пришлось исключить вовсе, — но и те спектакли, что вошли в него, дают изобильную пищу для души.

1. Лебединое озеро

Большой театр СССР, 1957
Постановка Александра Горского в редакции Асафа Мессерера
Майя Плисецкая, Николай Фадеечев, Владимир Левашов

Не просто архивная запись главного отечественного балета, но памятник эпохи: цветная пленка запечатлела Большой театр и его публику благоуханным летом 1957 года, когда Москва принимала Всемирный фестиваль молодежи и студентов. На дирижерском подиуме великий Юрий Файер, на сцене — утраченная «старомосковская» постановка, существовавшая до спектакля Юрия Григоровича (о нем мы прежде рассказывали). Дух времени — в патетической съемке Дома-музея Чайковского в Клину, показанной во время увертюры, и в неловких музыкальных склейках: трехчасовой спектакль показан с сокращениями. В полном объеме сохранено главное — выходы Майи Михайловны Плисецкой в партиях Одетты и Одиллии.

2. Лебединое озеро

Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича Данченко, 2014
Постановка Владимира Бурмейстера
Наталья Сомова, Сергей Полунин

Интересно, о чем думали первые зрители этого спектакля, наблюдая в финале кончину злодея-тирана, который простирал над сценой многометровые крылья — премьера состоялась в апреле 1953-го. Впрочем, хореограф Владимир Бурмейстер вряд ли думал о смерти Сталина: его главной заботой было открытие музыкальных купюр (Бурмейстер, к слову, был дальним родственником Чайковского) и наведение логических мостов в балете, который за полвека существования потерял было всякий смысл. Хореографию придворных сцен он сочинил заново, однако вторую картину — Большое па лебедей — оставил в канонической версии Льва Иванова и для ее восстановления пригласил опытнейшего ленинградского мастера Петра Гусева. В репертуаре Музыкального театра этот спектакль остается поныне.

Бурмейстер был первым советским хореографом, который поставил спектакль в Парижской опере — именно «Лебединое озеро». Премьера состоялась в 1960-м, и парижане хранили эту постановку три десятилетия. Быстрый поиск в Сети приносит лишь отрывки записи 1992 года — последнего возобновления спектакля, где герои действуют в модернистских интерьерах аргентинского художника Роберто Плате. Вскоре это «Озеро» окончательно вытеснила версия Рудольфа Нуреева, поставленная им еще в 1984-м.

3. Лебединое озеро

Венский балет, 1966
Постановка Рудольфа Нуреева
Рудольф Нуреев, Марго Фонтейн

Это еще не тот спектакль, который теперь исполняют в Парижской опере, но финал, в отличие от многих предшествующих «Лебединых озер», уже трагический: принц Зигфрид (его танцует, разумеется, сам Нуреев) тонет в холщовых волнах разбушевавшегося озера. Наводнение и многие другие режиссерские детали Нуреев с очевидностью заимствовал у Бурмейстера. «Лебединое озеро» в Вене он поставил в 1964 году, двадцати пяти лет от роду — это была его первая большая постановка в жизни: оставшись на Западе, Нуреев должен был собрать для себя выигрышный репертуар, и потому стал сочинять собственные редакции больших русских балетов. 

Венское «Озеро» еще наследует русскую вампучную традицию, в которой злодей обязательно должен явиться с тряпичными крыльями и туземным боевым раскрасом, танцы как таковые оказываются гораздо важнее психологической логики действия (ею Нуреев озаботится в поздних постановках), а вся огромная машина спектакля подчинена приме и премьеру. Здесь царят Нуреев и Марго Фонтейн, prima ballerina assoluta Королевского балета Великобритании, которая после появления Нуреева на Западе передумала заканчивать карьеру и задержалась на сцене на целых десять лет — на этой пленке ей 47.  

4. Лебединое озеро

Королевский балет Великобритании, 2018
Постановка и дополнительная хореография Лиама Скарлетта
Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова
Отдельные номера в постановке Фредерика Аштона
Марианела Нуньес, Вадим Мунтагиров, Александр Кэмпбелл, Беннет Гартсайд

Хореограф Лиам Скарлетт освежил старую постановку Королевского балета новыми кордебалетными ансамблями и образом фон Ротбарта, который здесь предстает канцлером-оборотнем при королеве-матери. Часть номеров осталась в канонической для британцев постановке Фредерика Аштона, а лебединые картины вовсе подписаны фамилиями Иванова и Петипа. Смотреть — ради Марианелы Нуньес и Вадима Мунтагирова в центральных партиях, а также ради особенностей национальной пантомимы: аристократическая британская манера игры являет себя даже в этом скромном спектакле.

5. Баядерка

Кировский театр, 1979
Хореография Мариуса Петипа
Редакция и новая хореография Владимира Пономарева, Вахтанга Чабукиани, Николая Зубковского и Константина Сергеева
Габриэла Комлева, Татьяна Терехова, Реджепмырат Абдыев 

Мелодрама на фоне бутафорской Индии, театральная экзотика времен Александра II, но в советской редакции. Еще в 1920-е от «Баядерки» по ряду причин был отнят финальный акт, в котором боги обрушивали храм на головы героев, и возлюбленные, воин Солор и храмовая танцовщица Никия, воссоединялись в облаках. С тех пор балет завершает знаменитая картина «Царство теней» — ансамбль 36 танцовщиц в белом, одна из лучших хореографических композиций, когда-либо поставленных. На этой записи в партии двух соперниц, царской дочери Гамзатти и баядерки Никии, — выдающиеся ленинградские балерины Габриэла Комлева и Татьяна Терехова.

6. Баядерка

Парижская опера, 1994
Постановка Рудольфа Нуреева
Изабель Герен, Лоран Илер, Элизабет Платель

Умопомрачительная роскошь, подобная той, которой Нуреев окружил себя в реальной жизни: спектакль оформил Эцио Фриджерио, один из самых дорогих европейский сценографов. Балетная труппа Парижской оперы как на ладони. Четыре акта против привычных нам трех: предпринята попытка восстановить заветный финал с разрушением. Это последний театральный жест неизлечимо больного Нуреева: на премьере в 1992-м он уже не смог выйти на поклоны сам, его выносили в кресле. Знаменитую картину «Царство теней» по его просьбе возобновила Нинель Кургапкина, приехавшая из Мариинского театра. В партии Солора выступил Лоран Илер, этуаль Opéra, а ныне глава балетной труппы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко.

7. Спящая красавица

Кировский театр, 1983
Постановка Константина Сергеева
Ирина Колпакова, Любовь Кунакова, Сергей Бережной

Каноническая версия «Спящей красавицы» Мариуса Петипа, премьера которой когда-то и состоялась на этих подмостках. Точнее, перед нами то, что осталось от «Спящей красавицы» с ходом советского времени и теперь застыло в кристальном спокойствии: эту редакцию исполняют в Мариинском театре с 1948 года по сей день. Съемка из недр Гостелерадиофонда демонстрирует то, что среди балетных профессионалов называется ленинградским академизмом: партию Принцессы Авроры исполняет Ирина Колпакова, легендарная прима Кировского театра, а ныне педагог American Ballet Theatre.

8. Спящая красавица

Большой театр СССР, 1988
Постановка Юрия Григоровича
Надежда Павлова, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Андрис Лиепа, Юрий Васюченко, Алла Артюшкина-Ханиашвили

В Большом театре «Спящая красавица» и сейчас исполняется в постановке Юрия Григоровича, — но другой, сделанной специально для открытия Исторической сцены после долгой реконструкции (оформлял ее все тот же Эцио Фриджерио). Три предыдущих десятилетия она шла в иной музыкальной редакции и в оформлении Симона Вирсаладзе, постоянного соавтора Григоровича: тем, кто смотрел недавнюю трансляцию «Спящей красавицы» из Большого, будет небезынтересно сравнить. Впрочем, запись 1988 года любопытна и вне всяких сравнений: партии Авроры и принца Дезире в каждом акте исполняют новые солисты — весь цвет Большого балета в последние советские годы.

9. Спящая красавица

Ла Скала, 2002
Постановка Рудольфа Нуреева
Диана Вишнёва, Роберто Болле, Флавиа Валлоне

Внутри этого списка сама собой сложилась коллекция нуреевских спектаклей: именно китчевые редакции классических русских балетов, сделанные Нуреевым, считаются каноническими в Парижской опере (одной из главных балетных компаний мира) и многих других европейских труппах. Прочее — без комментариев: в главной партии выступает петербургская прима Диана Вишнёва, ее партнер — Роберто Болле, из числа самых знаменитых танцовщиков нашего времени.

10. Жизель

Большой театр СССР, 1956
Постановка Леонида Лавровского
Галина Уланова, Николай Фадеечев

Еще одна драгоценная пленка старого Большого, снятая годом ранее «Лебединого озера» с Плисецкой. 1956-й — год первых зарубежных гастролей Большого театра, прошедших в Лондоне. То был первый западный триумф советских исполнителей и новой советской хореографии, так называемого драмбалета. Легендарные гастроли запечатлел цветной телефильм Ballet of the Bolshoi Theater in London, снятый прямо на сцене Ковент Гарден, и две трети экранного времени в нем занимает «Жизель» в старой редакции Лавровского. В титульной партии выступает Галина Уланова, приведшая британских скептиков в экстаз.

В чем разница между оригинальной постановкой, редакцией и реконструкцией балета, читайте в двух материалах — историческом обзоре и словаре классического балета на vtbrussia.ru.

11. Жизель

Римский балет, 1980
Постановка Леонида Лавровского, перенос Гвидо Лаури
Карла Фраччи, Рудольф Нуреев

Номинально — та же постановка, что и на предыдущей записи: в титрах автором редакции значится Леонид Лавровский, и можно поиграть в «найди десять отличий». Фактически — Рудольф Нуреев любую хореографию менял для себя, и не имело никакого значения, чья версия исполняется и кто находится на сцене рядом с главными персонажами. Партнершей Нуреева выступает Карла Фраччи, еще одна prima assoluta минувшего столетия. Судьбы Фраччи, Нуреева и многих других артистов ХХ века лаконично описывает вновь опубликованная онлайн-энциклопедия фестиваля Dance Open.

Видео балета (полная версия)

12. Жизель

Финский национальный балет, 2000
Постановка Сильви Гиллем
Сильви Гиллем, Джонатан Коуп

Спектакль-неожиданность. В главной партии — Сильви Гиллем. Этуалью Парижской оперы она стала в 19 лет, по прихоти тогдашнего директора труппы Нуреева. Гиллем танцевала в его постановках, в частности, в «Золушке», где волшебные силы переносят героиню от камина прямиком на съемочную площадку в Голливуде. Когда Гиллем пригласили поставить «Жизель» в Хельсинки, она решила это сделать по-нуреевски круто — разукрасила старинный балет в духе итальянского неореализма и сама сыграла отнюдь не ту наивную пейзанку, которой предыдущие полтора века сочувствовали зрители. Любительская камера запечатлела бóльшую часть того спектакля, сколь курьезного, столь и захватывающего.

13. Ромео и Джульетта

Большой театр СССР, 1976
Постановка Леонида Лавровского
Екатерина Максимова, Владимир Васильев

Гостелерадиофонд щедро делится раритетными записями. В самом начале этой — появляются Леонид Ильич Брежнев и руководитель Венгерской народной республики Янош Кадар, которые слушают гимны своих стран, а затем смотрят балет о Ромео и Джульетте. Иначе говоря, балетный спектакль предстает как часть государственного ритуала — в своей исконной функции. Впрочем, все нехудожественные детали быстро забываются: в главных партиях выступают Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Постановка принадлежит Леониду Лавровскому и художнику Петру Вильямсу — это она вызвала бурю восторга в Лондоне в 1956-м, породив моду на монструозные балеты-мелодрамы.

Для сравнения — та же постановка и на той же сцене, но шестью годами позже и в исполнении Кировского театра: в заглавных партиях Ирина Колпакова и Сергей Бережной, за дирижерским пультом молодой Валерий Гергиев.

14. Ромео и Джульетта

American Ballet Theatre, 1988
Постановка Кеннета Макмиллана
Наталия Макарова, Кевин Маккензи, Йохан Ренвалл

Самая знаменитая на Западе версия прокофьевского балета. Кеннет Макмиллан, хореограф Королевского балета Великобритании, явно имел в виду постановку Лавровского — спектакль величественный, но страдающий чисто хореографической бедностью. Своего «Ромео» Макмиллан оснастил сложными танцевальными ансамблями. И наоборот, в сцене бега Джульетты к патеру Лоренцо — той самой, что вошла в легенду благодаря Галине Улановой, — оставил героиню в неподвижности: не Джульетта в отчаянии прорезает пространство, а мир начинает вращаться вокруг нее. Из Лондона спектакль распространился по миру, его исполняют и в России, в Пермской опере. На видеозаписи из нью-йоркского American Ballet Theatre танцует Наталия Макарова, вслед за Нуреевым не вернувшаяся в Советский Союз и, подобно ему, ставшая мировой звездой.

Смотрите также на канале:

Еще больше новостей о культуре читайте на vtbrussia.ru!