Найти тему
ghjcnj z

Картина В.М. Максимова "Бабушкины сказки" (часть 3)

Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки» (часть 3)

Осенью 1862 года Максимов сдал вступительные экзамены в Академию художеств, получив за рисунок отличную оценку, а 7 января 1863 года Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку не имел отпускной от сельского общества) начал занятия в Академии. К занятиям Максимов приступил с благоговением и восторгом. Для него началось время стремительных успехов. Сначала за рисунок в головном классе он получил последний 69 номер, но уже в ноябре 1863 года первым номером за рисунок «Бойцы» был переведен из класса гипсовых фигур в натурный. Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников, среди которых были Савицкий, Поленов и Репин, Максимов был одним из самых первых.

В последние годы пребывания в Академии у него появлялось все больше рисунков и небольших живописных этюдов из деревенской жизни. Максимов окунулся в деревенский быт, зажив одной жизнью с крестьянами. Это произошло после решения покинуть Академию, отказа от конкурса на золотую медаль и поездки за границу. Решения эти созревали давно.

Лето 1866 года Максимов провел в Шубино Тверской губернии, проработав там домашним учителем рисования в доме П.П.Голенищевой-Кутузовой. Максимов завел знакомства среди дворовых и земледельцев, присматривался и раздумывал. Шубино - заметная веха в творческом становлении художника. Там зародились темы всех его значительных картин, и был получен толчок к нравственному мужанию. По его словам, ему больше не хотелось писать портреты городских дам в шелковых платьях, мундирных тружеников и прочих мало знакомых людей. Отныне свое творчество Максимов посвящал русскому крестьянству.

Осенью 1866 года Максимов получил аттестат со званием художника 3-й степени и чин 14-го класса, после чего поселился в родной деревне. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары, брат-портной шил ему дубленый полушубок с вышивкой. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Авторитет художника был так велик, что крестьяне шли к нему за советом, его приглашали на семейные разделы, со многими крестьянами он переписывался потом долгие годы. Жизнь в деревне и написание крестьянских картин стало настоящим подвижничеством глубоко убежденного и сильного духом художника.

Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 года, но ее эскиз был сделан в Шубине по воспоминаниям детства - когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидела старушка и рассказывала сказки. Ее заслушались деревенские ребятишки. Выражение открытой увлеченности и нетерпеливого ожидания событий у ребят, сидящих слева, оттенялось задумчивым переживанием рассказанного у мальчика и девочки. Находящиеся с другой стороны от рассказчицы две молодые женщины уравновешивали и одновременно усугубляли это состояние погруженности в обдумывание, в теплое и задушевное воспоминание. Тихая сосредоточенность в лицах была видна у приостановивших работу мужчин. Переживание услышанного оправдывало отключенность от будничного и бездействие героев. В картине был поставлен акцент не на действии, а на состоянии, причем длительном – художником создавалось впечатление, что люди надолго останутся в одном настрое.

Стремясь к бытовой достоверности, художник все писал с натуры – избу и ее убранство. Ему позировали племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, а рассказчицу сказок он написал со старушки Юдишны. Художником были добросовестно перечислены полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, предметы быта выступают как знак конкретной социальной среды.

Из открытых источников интернета
Из открытых источников интернета