Скажу сразу, я не сторонник НЛП и ни чего особенного не вижу в сенсорно репрезентативных системах, с другой стороны в этом есть своя правда.
Создатели НЛП утверждают, человек получает информацию из окружающего мира с помощью пяти органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Соответственно их называют: Визуалы (через глаза); Аудиалы (через слух); Кинестетики (тактильные); Дисткреты – это логический анализ информации полученной через другие, вышеуказанные системы. Та система, которая используется наиболее часто, называется ведущей.
Был такой случай с моим знакомым, он ни как не мог запомнить корпус моего дома, номер 2, среди множества, всегда переспрашивал, когда ехал в гости. И вот, я ему сказал:
- Это просто запомнить, ты почувствуй два удара плетью на своём теле, один по голове, другой по спине. Почувствовал?
- Да, почувствовал, жутко больно.
- Ну вот, теперь ты ни когда не забудешь какой у меня корпус.
Так и вышло, запомнил навсегда. И как вы догадались, он был, кинестетиком.
В то же время, наблюдая за людьми и изучая интервью разных людей, мне казалось, режиссеры и художники должны быть визуалами, музыканты и композиторы аудиалами и, они должны ярко проявлять себя, соответственно, как тот или иной тип. Каково же было мое удивление, когда я понял, что это далеко не так, они могут быть кем угодно в тот момент и в той ситуации, в которой вы их наблюдаете. Однако, это не означает, что вышеуказанные системы не работают.
Все-таки, до людей информация доходит по-разному, то есть они ее наилучшим образом воспринимают по разным каналам. Поэтому стоит учитывать такую особенность.
У вас в аудитории будут сидеть представители, для которых ведущей системой будет обязательно не та, что у вас. Вы, Аудиал, и в своей речи, чтобы нарисовать образ, часто употребляете соответствующие речевые предикаты: глаголы, прилагательные наречие. «Послушайте, слышите, я говорю, рассказываю, созвучно, и т.п.», и вы говорите и ведёте себя, как положено аудиалу, предположительно, вашу речь наилучшим образом воспримут Аудиалы. Что бы дошло до каждого, необходимо знать себя и учитывать всех в аудитории.
Поэтому я вам рекомендую, главные мысли, в которых заключается смысл вашей речи, повторять не менее трех раз, для каждой системы восприятия используя соответствующие предикаты.
Например, Вы должны понять, что главное в речи - смысл. Вы слышите, о чем я сказал, в речи, которую вы произносите, должен звучать смысл. Вы только посмотрите на этот вывод, люди, смотрящие на вас из аудитории должны увидеть в вашей речи смысл. И наконец, люди, ради которых вы тут выступаете, должны понимать и ощущать каждой клеткой своего тела смысл вашей речи. В своей речи вы можете потратить 5 процентов, времени, чтобы сказать о смысле, а 95 процентов на примеры, из них 50 процентов из своей жизни. Однако, если бы была такая шкала, что измеряла смысл сказанного, то результат должен быть 100 процентов.
Продолжение следует.
Статья "Содержание публичной речи. Стиль."
Статья "Содержание публичной речи. О тексте (сообщении)".
Статья "Содержание публичной речи. О словах"
Статья "Содержание публичной речи. О предложениях"
Статья "Страх публичных выступлений. Причина №1. Невроз".
Статья "Страх публичных выступлений. Причина №2. Самооценка".
Статья " Содержание публичной речи. Закон оптимальной мотивации"