Найти тему

Лекции по цифровой грамотности

Оглавление

Настало время разработать план формативных лекций по вопросам digital-грамотности. Я предлагаю эту подборку книг, посвященную неотложной задаче обеспечения цифровой грамотности молодежи.

Надеюсь, вы не ставите вопрос, для чего вам это нужно

https://pin.it/r1oUZjs
https://pin.it/r1oUZjs

1) Цифровых аборигенов не существует. Как воспитывать своих детей для цифрового мира (Деусто, Барселона, 2017 г.).

Коллективная работа, координируемая Сусаной Ллуной и Хавьером Педрейрой, в которой 16 испанских экспертов предлагают широкую диагностику влияния технологий на образование в соответствии с гипотезой о том, что нет никаких родных технологических навыков, связанных с новыми поколениями. Ключ к управлению этой революцией как раз и заключается в том, чтобы постулировать необходимую цифровую грамотность молодежи, не пренебрегая при этом грамотностью родителей:

У нас, родителей, тоже не очень хорошо получается: мы часто смотрим в другую сторону, когда речь заходит об использовании так называемых новых технологий - их так называли в течение неизвестного времени - и мы надеемся, что именно в школе наши дети получат образование в этом отношении, когда на самом деле это образование должно происходить, прежде всего, дома, и, возможно, начинаться с приобретения соответствующих цифровых навыков с нашей стороны.

2) Пулгарцита (Гедиса, Барселона, 2015 г.)

Французский философ Мишель Серрес с пониманием и доброжелательностью относится к новым поколениям, которые набирают большие обороты пальцами на смартфонах на высокой скорости.

Когда Дюймовочка пользуется компьютером или мобильным телефоном, оба они требуют, чтобы тело водителя находилось в стрессовой ситуации, а не пассажира в пассивной релаксации: рождается спрос, а не предложение. Она откидывает спину и не поднимает живот. Отведите этого маленького человека в класс: привыкший водить машину, не справится: его тело долго не будет поддерживать пассивное пассажирское сиденье; затем она активируется, лишенная водительского аппарата. Халлабалу. Положите компьютер в руки, и вы снова найдете в себе силы быть пилотом.

3) В защиту разговора. Сила разговора в цифровую эпоху (Чердак книг, Барселона, 2017 г.)

Американский исследователь Шерри Тёркл (Sherry Turkle), известная такими книгами, как "Жизнь на экране" (о построении идентичности в Интернете) и "Одинокие вместе" (о социальной изоляции, созданной технологией), утверждает о необходимости восстановления личных взаимодействий в эпоху, которая имеет тенденцию медиатизировать их через социальные сети и мобильные устройства.

Автор поднимает беседу как повод, напоминая о том, что личные беседы - это то, что делает нас людьми, и предупреждая о тревожной тенденции избегать их, используя технологические отговорки.

4) В рое (Редакция "Стадо", Барселона, 2014 г.)

Берлинский южнокорейский философ Бюн Чхоль Хан, благодаря доступности и простоте его трудов, завоевал заслуженную репутацию эталона критического мышления о великих тенденциях современного общества.

В "Прологе" автор вспоминает Маршалла МакЛухана, когда он предупреждал, что "мы тупые, глухие, слепые и немые" перед лицом встречи электротехники с печатным станком Гуттенберга, и заявляет, что нечто подобное происходит сегодня с цифровым носителем:

"мы хромаем за цифровым носителем, который, будучи ниже сознательного решения, решительно меняет наше поведение, наше восприятие, наше ощущение, наше мышление, наше сосуществование". Сегодня мы напиваемся цифровым носителем, не имея возможности в полной мере осознать последствия этого опьянения".

Эти четыре текста, в их разнообразии подходов и стилей, позволяют нам нарисовать достаточно полную карту проблем, стоящих перед семьей и школой, когда речь заходит о понимании связи самого младшего с технологиями, а также культурных и социальных последствий жизни в гиперсвязанном обществе.

Если вы находитесь в состоянии тревожности, посколько совершенно не понимаете, как скоординировать свои действия относительно поведения вашего ребенка - ознакомьтесь с этими книгами. Они позволят вам понять, что проблема находится и кроется далеко не в том, что мы можем демонизировать эти технологии, а они будут сопротивляться и втыкать палки в колеса. Вопрос кроется именно в эффективном взаимодействии таких конструкций как школа и семья. Мир стремительно развивается, гораздо быстрее, чем это происходило раньше, потому что раньше технологии только зарождались, это были неуверенные поступки нового времени. Сейчас они летят с невероятной большой скоростью, к которой обязательно нужно приспосабливаться, чтобы не остаться в кювете.