Настало время разработать план формативных лекций по вопросам digital-грамотности. Я предлагаю эту подборку книг, посвященную неотложной задаче обеспечения цифровой грамотности молодежи.
Надеюсь, вы не ставите вопрос, для чего вам это нужно
1) Цифровых аборигенов не существует. Как воспитывать своих детей для цифрового мира (Деусто, Барселона, 2017 г.).
Коллективная работа, координируемая Сусаной Ллуной и Хавьером Педрейрой, в которой 16 испанских экспертов предлагают широкую диагностику влияния технологий на образование в соответствии с гипотезой о том, что нет никаких родных технологических навыков, связанных с новыми поколениями. Ключ к управлению этой революцией как раз и заключается в том, чтобы постулировать необходимую цифровую грамотность молодежи, не пренебрегая при этом грамотностью родителей:
У нас, родителей, тоже не очень хорошо получается: мы часто смотрим в другую сторону, когда речь заходит об использовании так называемых новых технологий - их так называли в течение неизвестного времени - и мы надеемся, что именно в школе наши дети получат образование в этом отношении, когда на самом деле это образование должно происходить, прежде всего, дома, и, возможно, начинаться с приобретения соответствующих цифровых навыков с нашей стороны.
2) Пулгарцита (Гедиса, Барселона, 2015 г.)
Французский философ Мишель Серрес с пониманием и доброжелательностью относится к новым поколениям, которые набирают большие обороты пальцами на смартфонах на высокой скорости.
Когда Дюймовочка пользуется компьютером или мобильным телефоном, оба они требуют, чтобы тело водителя находилось в стрессовой ситуации, а не пассажира в пассивной релаксации: рождается спрос, а не предложение. Она откидывает спину и не поднимает живот. Отведите этого маленького человека в класс: привыкший водить машину, не справится: его тело долго не будет поддерживать пассивное пассажирское сиденье; затем она активируется, лишенная водительского аппарата. Халлабалу. Положите компьютер в руки, и вы снова найдете в себе силы быть пилотом.
3) В защиту разговора. Сила разговора в цифровую эпоху (Чердак книг, Барселона, 2017 г.)
Американский исследователь Шерри Тёркл (Sherry Turkle), известная такими книгами, как "Жизнь на экране" (о построении идентичности в Интернете) и "Одинокие вместе" (о социальной изоляции, созданной технологией), утверждает о необходимости восстановления личных взаимодействий в эпоху, которая имеет тенденцию медиатизировать их через социальные сети и мобильные устройства.
Автор поднимает беседу как повод, напоминая о том, что личные беседы - это то, что делает нас людьми, и предупреждая о тревожной тенденции избегать их, используя технологические отговорки.
4) В рое (Редакция "Стадо", Барселона, 2014 г.)
Берлинский южнокорейский философ Бюн Чхоль Хан, благодаря доступности и простоте его трудов, завоевал заслуженную репутацию эталона критического мышления о великих тенденциях современного общества.
В "Прологе" автор вспоминает Маршалла МакЛухана, когда он предупреждал, что "мы тупые, глухие, слепые и немые" перед лицом встречи электротехники с печатным станком Гуттенберга, и заявляет, что нечто подобное происходит сегодня с цифровым носителем:
"мы хромаем за цифровым носителем, который, будучи ниже сознательного решения, решительно меняет наше поведение, наше восприятие, наше ощущение, наше мышление, наше сосуществование". Сегодня мы напиваемся цифровым носителем, не имея возможности в полной мере осознать последствия этого опьянения".
Эти четыре текста, в их разнообразии подходов и стилей, позволяют нам нарисовать достаточно полную карту проблем, стоящих перед семьей и школой, когда речь заходит о понимании связи самого младшего с технологиями, а также культурных и социальных последствий жизни в гиперсвязанном обществе.
Если вы находитесь в состоянии тревожности, посколько совершенно не понимаете, как скоординировать свои действия относительно поведения вашего ребенка - ознакомьтесь с этими книгами. Они позволят вам понять, что проблема находится и кроется далеко не в том, что мы можем демонизировать эти технологии, а они будут сопротивляться и втыкать палки в колеса. Вопрос кроется именно в эффективном взаимодействии таких конструкций как школа и семья. Мир стремительно развивается, гораздо быстрее, чем это происходило раньше, потому что раньше технологии только зарождались, это были неуверенные поступки нового времени. Сейчас они летят с невероятной большой скоростью, к которой обязательно нужно приспосабливаться, чтобы не остаться в кювете.