На собственном опыте я расскажу вам о методах работы с отзывами в сети. Первое, что у вас должно быть, прежде чем начнете публиковаться, — это надежный тыл. Дело в том, что негатива в сети хватает. И чтобы выстоять, вам необходимо заручиться поддержкой и одобрением ваших друзей. Предложите им почитать рассказ или заметку и попросите открыто поделиться своим мнением. Так вы будете уверены в том, что пишете вполне достойно или сможете исправить проблемные места. А теперь можно смело публиковаться.
Мой опыт работы с отзывами начался на площадке Дзена. С неадекватным поведением и необоснованной критикой я столкнулась почти сразу. Эта ситуация едва не убила весь мой настрой и чуть не положила конец всему творчеству. Правда не стоит думать, что был только отрицательный опыт. Помимо негативных отзывов встречались и положительные. Именно они помогли мне не свернуть с избранного пути и продолжить публиковать главы романа на данной площадке. Начиналось самое интересное. Я поняла, что с любыми отзывами, в том числе и с негативными, можно и нужно работать.
Итак, давайте разбираться. Условно все отзывы можно разделить по двум осям: оценка (положительная или отрицательная) и эмоциональная окраска (рациональная или иррациональная). Если с оценкой все достаточно просто, то об эмоциях стоит поговорить подробнее. Рациональные отзывы апеллируют к реальным фактам, иррациональные выражают эмоции, не подкрепленные ничем, кроме взрывной силы энергии. Без определенного контекста невозможно узнать причину, которая вызвала тот или иной эмоциональный всплеск. Далее мы рассмотрим все четыре вида отзывов с примерами из реальной практики:
1. Отзыв «Положительный + рациональный»
Читатель прочел главу и написал положительный отзыв. Поблагодарите его от лица автора, скажите, что его мнение для вас очень важно. Это укрепит позиции автора, и, быть может, читатель еще не раз прокомментирует статью или произведение.
Отзыв читателя (пример): «Заинтриговал рассказ. Прочитала с удовольствием.»
Ответ автора (пример): «Благодарю Вас за приятный отзыв. Как начинающему автору, мне приятно получать обратную связь. Это заряжает энергией и служит дополнительной мотивацией к работе над произведением.»
2. Отзыв «Положительный + иррациональный»
Если читатель высказался эмоционально положительно, но не дал никакой конкретики. Вы можете поблагодарить его, а потом уточнить, что именно вызвало его реакцию. Данная практика позволит узнать причину (понравился текст/сюжет/ герой/юмор)
Отзыв читателя (пример): «Как классно!»
Ответ автора (пример): «Спасибо! А что именно вам понравилось?»
Ответ читателя (пример): «Легкий слог, хорошо читается.»
3. Отзыв «Отрицательный+ рациональный»
Когда читатель оставил вам негативный отзыв с указанием на определенные недочеты в тексте или в сюжете, обязательно отреагируйте. Никогда не бросайте негатив в сети и не удаляйте комментарий. Читатель ждет, что вы как-то ответите и сможете исправить ситуацию. Иначе он бы не писал.
Отзыв читателя (пример): «Написали, что продолжение читать по ссылке, но такой страницы нет. Может хватить дурить людей!»
Ответ автора (пример): «Добрый день. Проверила, и вправду ссылка не рабочая, выводит ошибку 404. Спасибо, что написали. Все поправила. Посмотрите, работает?»
Ответ читателя (пример): «Да, теперь переходит к следующей главе. Спасибо, автор.»
4. Отзыв Отрицательный+ иррациональный
В том случае, когда читатель оставляет вам иррациональный негативный отзыв, первое, что нужно предпринять, это привести отзыв к рациональному объяснению. Только тогда, когда вы будете знать причину, с ним можно будет начать работать. Проводим процедуру рационализации. Выясняем корни проблемы, требуем ответов на вопросы, спрашивает про конкретные факты.
Отзыв читателя (пример): «Какая гадость!»
Ответ автора (пример): «Здравствуйте! Могу уточнить, что именно вызвало вашу реакцию: событие в книге или стиль автора?»
Ответ читателя (пример): «Текст нормальный. Меня сама ситуация повергла в шок. Как можно предать доверие в семье?»
Ответ автора (пример): «Спасибо за ваш ответ. Он немного прояснил ситуацию. Мне важно понимать, как воспринимает текст читатель. К сожалению, в произведении, как и в жизни, встречается много разного, в том числе и измены.»
Если читатель, написавший негативный иррациональный отзыв, раз за разом уходит от ответа, то скорее всего он просто «троль». С ним не нужно ни о чем договариваться, можете заблокировать его или перевести на другую площадку. Продолжайте процедуру рационализации до тех пор, пока «тролю» не надоест. Как правило, через 2-3 дня он самостоятельно отсеется.
Начинать всегда трудно. Особенно в одиночестве идти в полусумраке, натыкаясь раз за разом на собственные грабли. Однако вам должно хватить смелости познакомить мир со своим творением, отправить его в новое плавание, присматривая за ним издалека, точно капитан за своим кораблем. Больше читайте, изучайте чужой опыт, погружайтесь в новые состояния и помните, что с любым негативом можно и нужно работать.
Ваша Татьяна Астрит
Для журнала MuZa
Подписывайтесь на мой канал на Дзене: zen.yandex.ru/astrit