Найти в Дзене
Приколы датской школы

За что учителям деньги платят (в Дании)?

Каким образом оплачивается труд учителя гимназии в Дании.

Как рассчитать зарплату учителя
Как рассчитать зарплату учителя

Картинка с сайта

Речь в статье идет только о преподавателях старших классов (гимназии), в неполной средней школе система немного другая.

Я получаю одну и ту же сумму каждый месяц, 2 раза в год происходит индексация, то есть зарплата растет на определенный процент, который заранее оговорен между нашим профсоюзом и работодателем.

До 2013 года у нас была почасовая система оплаты. Часы начислялись таким образом:

  • Уроки- число учебных часов по предмету, указано в законе.
  • Часы на подготовку к урокам: чтобы их посчитать, нужно было число уроков по предмету в год умножить на коэффициент 2,5 в обычной гимназии, и на 2 - в технической.
  • Часы на проверку домашних заданий. Рассчитать их было сложнее, они зависели от предмета и от количества учеников у данного учителя. Каждый предмет имел определенное число "ученического времени", то есть времени, который один ученик должен был потратить дома на решение домашних заданий. Это число умножалось на коэффициент 0,6, а затем на количество учеников.
  • Часы насчитывались за курсы, классное руководство (15 часов в год), работу с индивидуальными проектами (4 часа 1 ученик), за педсоветы (10 часов в год) , за учебную поездку с учениками, ну и за все остальное, если ректор захочет их начислить.
  • После всех этих расчетов должна получиться цифра 1924 - именно столько оплачиваемых часов должен отработать учитель в Дании за 1 год. В эту цифру входит 6 недель оплачиваемого отпуска, 37 часов в неделю.
  • Если у учителя набиралось больше часов в год, чем положено, то ему эти часы оплачивали дополнительно.

Это была хорошая система, но в 2013 году социал-демократическое правительство решило сэкономить на образовании, а это значт - ухудшить систему оплаты труда учителя.

По новой системе у нас появились начальники среднего звена, которые распределяют, какую рабочие задания мы должны выполнять. Идея была такая: учителя со стажем не используют столько времени на подготовку, как молодые учителя, значит, им можно дать больше часов преподавания без дополнительной оплаты, и таким образом сократить количество учителей.

Это называлось "сделать рабочий день учителя нормальным", как у всех, с 8 до 16. Некоторые особо рьяные начальники сразу объявили, что мы теперь должны быть на рабочем месте все это время. Но проблема в том, что нагрузка учителей неравномерна, например, в каникулы у нас уроков нет и в школу ходить не надо. Поэтому сидеть на своем месте в это время просто глупо. Учителя возмущались, начальники менялись, наконец, через 6 лет все немного утряслось, и сейчас нам платят так:

  • Начальники должны рассчитать нагрузку каждого учителя на целый год и записать ее в портфолио. Некоторые школы используют учебный год с августа по июнь, некоторые- с января по декабрь. Им нужно дать учителю столько "заданий", чтобы рабочих часов было 1924 в год (минус отпуск).
  • Начальники должны посоветоваться с учителем про его нагрузку.
  • Лишние учебные часы брать невыгодно, их никто не будет оплачивать. Если только не возникнет проблема с замещением по болезни, тогда учитель, который замещает коллегу, может поторговаться с начальником об оплате часов. Но все равно это будет сделано только в конце года.
  • Можно, но необязательно, регистрировать время работы в специальной системе. Если учитель видит, что он перерабатывает, он должен пойти к начальнику и попросить убрать какие-нибудь задания. Если учитель недорабатыват....Регистрировать часы необязательно, у нас все на честном слове, но можно пойти к начальнику и попрость увеличить нагрузку.
  • Если у учителя нет работы в школе (уроков), то можно выполнять свою работу дома. Расписание делается таким образом, чтобы хотя бы 1 рабочий день раз в две недели был на дому.

Вторая система по сравнению с первой намного непонятнее и несправедливее, чем первая, но после того, как в нашей школе сменилось 5 начальников и почти весь педколлектив, мы к ней привыкли...

Изменилось ли количество учебных часов у меня после перехода на новую систему? Нет, у меня как было 4 класса, в которых я преподаю, так и есть. Но изменилось количество других мелких заданий, за которые мы теперь не получаем оплаты, так как это включено в портфолио.

В следующей статье я напишу про стимулирующие - есть ли они в Дании.

А что бы вам еще было интересно узнать про работу учителем в Дании?