Самолеты могут стать пивными банками, стюардессы — медсестрами, а бортовое питание едят бездомные.
В начале апреля объем авиаперевозок сократился на 70% по сравнению с началом года. Остались в основном грузовые перевозки, гуманитарная помощь и рейсы, возвращающие туристов домой. Узнали, куда делись приземлившиеся самолеты, как их обслуживают, как «отдыхают» пилоты и стюардессы.
⛔ Самолетам негде парковаться
По данным Международной организации авиации, 40% самолетов к началу апреля уже были на земле. 70 авиакомпаний уже полностью посадили весь свой авиапарк, а топовые перевозчики вроде Lufthansa или Cathay Pacific используют только 5% самолетов. Авиакомпании не были готовы к такому.
В нормальной ситуации у каждой авиакомпании есть своя база. Американцы отправляют самолеты на долгосрочную стоянку в пустыню, где влажность минимальная. В более влажном климате в двигатели кладут гигантские осушители воздуха из силикона. В основном авиакомпании стараются приземлить самолеты поближе к родному хабу. Так их проще обслуживать. Когда полеты возобновятся, такие самолеты быстрее запустят в рейс.
Сейчас самолетам негде парковаться. Серьезно. В парковку превратили все свободное пространство: зоны обслуживания, полосы для такси, взлетно-посадочные полосы, зоны у гейтов, часть терминалов.
Стоянка 250 самолетов в течение полугода для авиакомпании может стоить 12,5 млн долларов, подсчитал Bloomberg. Но некоторые аэропорты отменили плату за стоянку, как сделал Schiphol для KLM.
Припаркованные самолеты в разных аэропортах мира @aeroportoqap
Никто еще не понимает, когда откроются границы и люди начнут путешествовать так же свободно и спокойно, как раньше. Авиакомпании тоже не знают, на какой срок загонять самолеты в ангар. У них есть три варианта:
- Так называемый режим активного хранения. Еженедельно проверяют двигатели, топливную систему и все важные компоненты, проводят межрейсовое техническое обслуживание, то есть поддерживают машину в рабочем состоянии. Если завтра все отменят карантины, такой самолет будет готов лететь.
- Краткосрочное хранение предполагает другое ТО. Что будут делать в конкретном случае зависит от времени консервации и модели самолета: если это пара недель — проводят одни операции, на 2 месяца — другие. Необходимо очистить салон, опечатать его, просушить топливные танки или заполнить их специальной жидкостью, покрыть хромированные поверхности, чтобы защитить их от коррозии. Нужно запечатать все фюзеляжи, чтобы спасти их от пыли, насекомых и гнездящихся птиц. Хоть самолет на «карантине», инженеры проводят еженедельный чекап всех систем, запускают двигатели.
Etihad показали, как обслуживают самолеты на стоянке: от чистки ковров до проверки авионики
- Долгосрочное хранение на год и дольше. Перевозчики предполагают, что не смогут задействовать весь авиапарк еще годы после возобновления полетов. В случае длительной консервации самолеты могут разобрать на части: некоторые компоненты используют в других воздушных суднах или продают.
Если компания посчитает, что техническое обслуживание во время простоя и сама стоянка обходятся слишком дорого, старые самолеты пойдут на пивные банки. American Airlines уже планирует списать Boeing 767 and Boeing 757.
👎 Пустые самолеты в небе — это плохо
В марте, когда рейсы только начали отменять, авиакомпаниям приходилось гонять самолеты пустыми, чтобы сохранить за собой слоты в аэропортах. Появился даже термин — «самолеты-призраки».
Даже на внутрироссийских рейсах в начале апреля было занято в 3 раза меньше кресел, чем в прошлом году, по данным источника РБК.
Пустые самолеты в небе вредят экологии и финансовому состоянию перевозчика. Но еще такие полеты технически сложные и небезопасные. The Points Guy объясняет, чем это плохо.
Грубо говоря, самолет устроен как качели: центр тяжести должен располагаться в районе основного шасси. Баланс зависит от типа воздушного судна, расхода топлива, рассадки пассажиров, веса багажа и смещается во время полета.
Перед полетом максимально рассчитывают центр тяжести, определяют схему распределения топлива, дают рекомендации по равномерной рассадке пассажиров или загрузке багажа. Иногда даже загружают мешки с галькой, чтобы уравновесить баланс.
Если стюардесса предлагает вам пересесть в бизнес-класс, возможно, хвост оказался перегружен. Хотя сидеть в хвосте не так уж плохо: посмотрите, как лучше выбирать места в самолете.
😷 Вместо пассажиров — коробки с масками
По мере того, как масштабы пандемии росли, возрастала и реакция бизнеса: все больше компаний — от глобальных корпораций до маленьких мастерских — предлагают помощь медикам и пострадавшим людям. Авиакомпании не исключение.
Пассажирские самолеты теперь используют для перевозки медицинских грузов, гуманитарной помощи и медиков.
Некоторые авиакомпании сами создают маски. Так, Delta переналадила производственную линию, где делали чехлы для сидений, и теперь выпускает защитные экраны.
Остатки еды Delta, American Airlines отдает госпиталям, бездомным и нуждающимся по всему миру.
👩⚕️ Стюардессы уходят в госпиталь
Большинство бортпроводников и пилотов остались без работы. Какие-то авиакомпании отправили сотрудников в неоплачиваемый отпуск, как EasyJet, другие частично сохранили заработок, третьи уже сокращают штат.
Для людей, которые большую часть времени проводили в небе, вынужденный простой — ситуация депрессивная. Но унывают не все. Команда Lufthansa устроила флешмоб и показала, чем живут изолировавшиеся пилоты и стюардессы.
Возможно, после таких роликов, пассажиры будут добрее к экипажу: они такие же люди, как мы @steffischue26
Представители британской и шведской системы здравоохранения попросили бортпроводников присоединиться к медикам. Предполагалось, что они будут готовить больничные койки, менять постель и помогать медсестрам обслуживать пациентов. Экипаж и так проходит медицинские тренинги, так что им нужно минимальное обучение.
Мы верим, что авиа справится с сегодняшними проблемами и большинство авиакомпаний переживет эти непонятные времена. И в целом путешествия могут стать лучше и осмысленнее — посмотрите сами.