Найти тему
Digital Raccoon

Зачем нужен психоанализ, если есть медитация? / У меня всё хорошо (нужное подчеркнуть)

Идея заняться психоанализом часто вызывает сопротивление. Такое сопротивление обычно проявляется в уме ещё до того, как в голову приходят аргументы против, и лишь мгновение спустя ум подбрасывает подходящие слова для оправдания реакции. В целом, любое сопротивление, раздражение или иные проявления негативных эмоций в таком ключе заслуживают внимания, потому что обычно за ними кроются наши травмы, страхи или паттерны, не дающие жить полной жизнью.

Наш ум устроен таким образом, что области, которые потенциально могут принести дискомфорт, скрыты или, если использовать термины психоанализа, инкапсулированы с разной степенью тщательности. Ум может полностью закрыть от человека целый период в его жизни, если в нём были сильные болезненные переживания.

Однако этот механизм не ограничивается лишь сокрытием воспоминаний. Травмы порождают определённые паттерны поведения, компенсирующие дисбаланс, который возник в момент травмирующего опыта. Эти паттерны защищают нашу психику от дальнейшего ущерба и, подобно неприятным воспоминаниям, находятся под особой защитой в нашем уме.

Это значит, что мы крайне редко и с большим внутренним сопротивлением задумываемся, почему поступаем именно так, а не иначе: вновь и вновь находим партнёра, который нас оскорбляет; делаем наоборот, когда нас принуждают; ненавидим, когда нас касаются незнакомые люди, и так далее. Копание в причинах паттернов ведёт к травмирующим воспоминаниям, которые наш ум тщательно скрывает, чтобы обеспечить нормальный когнитивный фон для жизни.

Активное нежелание заниматься психоанализом является самым первым рубежом обороны ума: пока мы не начали копаться в себе, система будет продолжать эффективно работать и закрывать от нас все сложившиеся за годы механизмы защиты и компенсации.

Так зачем же вмешиваться туда, где всё стабильно работает? Для обеспечения работы этих компенсаций ум затрачивает определённое количество сил, которые уходят из нашего распоряжения. Это сравнимо с компьютером – если загрузить в память несколько сложных процессов, то для выполнения обычной работы не останется ресурсов, и все процессы будут замедлены. В случае с нашим умом это может проявляться в хронической усталости, невозможности радоваться мелочам, раздражительности и так далее. К слову, по той же самой причине часто возникает сопротивление намерению медитировать.

А если всё-таки всё хорошо?

Цель компенсаторных механизмов ума, описанных в предыдущей части, заключается в том, чтобы большую часть времени человек субъективно чувствовал себя относительно хорошо. Иначе он не сможет функционировать. Поэтому, опираясь на ощущение в состоянии покоя, сказать, есть ли внутри нас инкапсулированные области и действуют ли паттерны, практически невозможно.

Но мы можем понаблюдать за собой, за своими реакциями и проявлениями в разных ситуациях и, если обнаружим, что в какой-то момент эмоция приходит раньше аргументов, захватывая нас, то это верный признак того, что действует бессознательный паттерн. А за ним обычно кроется целый компенсаторный механизм, на обслуживание которого ум тратит психоэмоциональный ресурс. Как если бы кто-то майнил биткоины на нашем компьютере, и мы не могли им пользоваться в полной мере.

Если записывать свои сны, они начинают становиться ярче и содержательнее. При наблюдении за своими проявлениями работает тот же механизм — по мере накопления опыта мы обнаруживаем всё больше и больше безусловных реакций и эмоций. И тогда ощущение, что у нас нет никаких скрытых областей и паттернов сменяется любопытством, которое ведёт к началу пути исследования и очищения своего ума.

Очень часто медитация используется как ещё один инструмент для избегания проблемных зон или убегания от жизни в целом. Как только ум некоторых практикующих становится более податлив и пластичен, они на время сессии придают ему такую конфигурацию, в которой испытывают больше приятных переживаний и меньше забот. К сожалению, это тупиковый путь, который способен надолго отложить настоящую трансформацию.

Все буддийские школы со всем разнообразием подходов и методов сходятся в нескольких ключевых моментах. Один из таких моментов — это то, что от просветления нас отделяют наши омрачения. Паттерны и компенсации можно отнести к таким омрачениям. И избегание встречи с ними лишь откладывает нашу эволюцию и рост. Никакие приятные состояния в медитации не приближают нас к настоящей трансформации или, как говорится в буддизме, реализации. Но зато к ней приближает скрупулёзная, непростая и зачастую болезненная работа по изучению того, что скрыто в нашем уме. Каждый артефакт, каждое болезненное воспоминание, будучи найденным и освобождённым, даёт нам новые силы и меняет состояние, в котором мы живём.

Конечно, психоанализ не обладает монополией в области очищения и балансирования ума, но он содержит очень эффективные инструменты для этого. Он не заменяет медитацию, как и медитация не заменяет необходимость исследовать свой ум и освобождать его от ненужных артефактов.

#психология #медитация