Это возраст, где у детей наблюдается быстрое стремительное развитие во всех сферах. Формируются и развиваются такие высшие психические функции как: память, мышление, внимание, речь, восприятие, воля, внутренние чувства и др. Наблюдая за ребенком, можно заметить: что он начинает говорить уже полными предложениями, словарный запас обогащается новыми словами, звуки "подтягиваются" и их звучание становится четче и много другое. Поэтому развитию речи необходимо уделять особое внимание начиная с рождения до 3 лет.
Норма речевого развития ребенка 2-3 лет:
- Словарный запас: к 2-м годам составляет около 200-300 слов, а через полгода 1000-1200 слов с преобладанием существительных, затем уже глаголов. Ближе к 3-м годам дети начинают применять в своей речи прилагательные, наречия, предлоги и союзы.
- Общение простыми предложениями и фразами. В основном это повествовательные и восклицательные.
- Знание простых геометрических форм (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, многоугольник)
- Понимание и называние величины предмета (большой- маленький) и уметь сравнивать, различать; знать простые цвета, качества (хороший, красивый)
- Ребенок знает и пользуется обобщающими словами (яблоко, груша, банан - это фрукты и др.)
- Понимает обращенную к нему речь и выполняет простые словесные инструкции
- Ребенок выражает свою просьбу в речевой форме
- Возраст "Почемучек". Ребенок очень любознательный, задает много вопросов, изучает все вокруг
- Исчезают "мяу-мяу", "гав-гав" и появляются цельные слова (кошка, собака)
- Возможны неправильное согласование слов (красивый кукла, три поросята и т.д. ,а также неправильное произношение звуков следующих групп (шипящих, свистящих, соноры (р, л)). Если такое наблюдается, то это норма. В 2-3 года речь только активно развивается, а вот к 5 годам она уже будет практически сформирована и таких нарушений не должно быть.
Развитие речи детей 2-3 лет
Так как детки еще маленькие и у них преобладает наглядно-действенное мышление или предметное ( все операции и действия с предметами, ознакомление с ними), то и материалы к занятиям будут подбираться соответствующие ( с учетом ведущего вида деятельности, реальных возможностей ребенка, его индивидуальных особенностей).
Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - это игра, с учетом этого все занятия будут в игровой форме. Это отличный способ настроить с ребенком эмоциональный и доверительный контакт, взаимопонимание, получить позитивные эмоции, мотивировать на дальнейшую деятельность с ним. Игра максимально расслабляет ребенка, создает благоприятную атмосферу для развития и обучения, поднимает настроение.
В этом возрасте усиливается внимательность у ребенка, поэтому очень важно говорить с ним правильно: говорить четко и выразительно, без "сюсюканья", выговаривать звуки правильно, не торопиться.
Как и с помощью чего мы будем развивать речь ребенка?
- Раннее и эмоциональное общение с ребенком с рождения необходимо
- Зрительный контакт на занятиях (для эмоциональной стабильности ребенка)
- Поощрение достижений ребенка, вознаграждение
- Больше читайте сказки, обсуждайте их. Создавайте пальчиковые, теневые театры, озвучивайте с выражением, эмоционально с мимикой и жестикуляцией (от этого пополняется словарный запас, обогащается внутренний мир ребенка, расширяется кругозор)
- Слушайте и пойте детские песенки, просматривайте полезные мультфильмы и обсуждайте их
- Для расширения словаря и понимания слов используйте в работе предметные карточки. Показывайте карточки, рассматривайте внимательно, обращайте внимание ребенка на детали, цвет. Использование предметних картинок- это отличная возможность для развития речи ребенка, усвоению грамматических конструкций (красивая кукла, большой мишка и т.д.), пополнение активного словаря ребенка обобщающими словами, они отлично развивают внимание, память и восприятие. Можно их просто изучать, составлять по ним предложения, короткие рассказы; на базе их развивать внимание память, пример игры: «Какой картинки не стало?».
- Загадывайте загадки. Отличный способ для развития мышления, памяти, внимания и знакомства с окружающим миром и хорошая возможность, чтобы научиться простым жизненным истинам.
- Читайте ребёнку короткие логичные стихи и четверостишия, а ребёнок пусть заканчивает их.
- Игры на развитие фонематического слуха (различение звуков, слогов их анализ и дифференциация) : распознавание звучания музыкальных инструментов (игрушечных, можно аудио файлы), различение голосов животных ( на базе аудиофайлов). Затем можно имитировать с ребёнком голоса животных (жужжать как пчелка, мяукать как котёнок и т.д.). Такие имитации отлично развивают артикуляционный аппарат ребёнка, что благотворно влияет на коррекцию звукопроизношения.
- Действия с предметами (кубики, куклы, машинки, мягкие игрушки и др.). Сначала это обычные манипуляции с предметами (крутить в руках, ощупывать), далее появляются предметные соответствующие действия с ними (машинку-катаем, колокольчиком -звеним и др), и только потом появляются орудийные действия, т.е. предметы ребенок использует для воздействия на другой предмет (расческой причесываем волосы кукле и др). Ребенка необходимо правильно научить играть с игрушками и в этом поможет Сюжетно-Ролевая игра. В ней дети узнают профессии, примеряют на себе роли разных работников, здесь происходит развитие коммуникативной и эмоциональной сферы, социализация, обогащение словаря, развитие силы воли, воображения, фантазии, и творчества.
- Артикуляционная гимнастика. Использование в игре различных упражнений на развитие артикуляционной моторики заметно улучшит звукопроизношение, усилит кровоснабжение речевых органов, что повысит их подвижность, движения станут более целенаправленными, точными и плавными. Примеры заданий: катаем паровоз, и предлагаем ребенку погудеть как паровоз "Туууу-туууу" обращайте внимание на артикуляцию (губы в трубочку вытягиваем) и просим ребенка повторить ваши движения губ. Надуваем шарик щеками и задерживаем дыхание, а потом аккуратно лопаем ладошками шарики друг у друга (или вариант: чей шарик продержится дольше- здесь тренируется и дыхание, и артикуляция) и др. Существует множество различных комплексов гимнастики, вы можете подобрать для вашего ребенка наиболее подходящую.
Чтобы разнообразить гимнастику и предать ей необычный вид можно сделать маску любого животного, раскрасить ее, вырезать широкий ротик и глаза и перед зеркалом показывать друг другу артикуляционные упражнения. Это будет весело и интересно.
- Занимайтесь творчеством (лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы, украшайте кукол и машинки, собирайте из конструктора домики, гаражи и т.д., делайте поделки (из бумаги, из круп, из листьев, цветочков и др.). Арт-терапия благотворно влияет на развитие личности ребенка, развивает мелкую моторику, мышление, воображение, фантазию, ну а самое главное - такие занятия активизируют и развивают речь, учат работать в коллективе, развивают эстетические качества, эмпатию, взаимопомощь.
- Подвижные игры с речевым сопровождением. Эффективным будет использование подвижных игр со стихотворным материалом. Изначально взрослый объясняет правила игры, разучивает стихотворение (считалочки, речевки и др.) и показывает безопасные игровые локации. А после дети сами распределяют роли, с помощью считалочек выбирают водящих и с удовольствием играют самостоятельно. Подвижные игры не только укрепляют организм в целом, но и развивают физические качества (ловкость, быстрота, сила и т.д.), а игры со стихотворным сопровождением - активизируют речь, улучшают ее просодическую сторону (интонация, тембр, ритм, мелодика..), развивает коммуникативные навыки.
- Чистоговорки и скороговорки. Отличная тренировка для дикции, интонации и ритма. Вы начинаете, а ребенок договаривает. Это упражнение подходит для проработки правильного звукопроизношения и закрепления нужного звука в речи. Чистоговорок очень много, можно выбрать на любую тематику, объем и на нужный автоматизируемый звук и для любого возраста. Лучше использовать чистоговорки со зрительным подкреплением (картинный материал).
Это далеко не все способы развития речи детей 2-3 лет, на самом деле их очень много. Данными материалами я пользуюсь в своей логопедической практике и наблюдаю положительный результат. Необходимо комплексное воздействие на ребенка, со всех сторон и только тогда желаемый результат не заставит себя ждать.
Ниже представлены некоторые направления работы для комплексного развития ребенка, с ними можно ознакомиться, перейдя по ссылке:
Спасибо за внимание) Подписывайтесь на мой канал, делитесь своим опытом в комментариях, ставьте лайки)