Во время своей поездки по Северной Осетии я несколько раз видел на карте указатели "памятник И.В. Сталину". А один раз я сам воочию убедился в том, что памятник есть - на въезде в поселок Верхний Фиагдон, там же, где находится памятник "Скорбящему коню". Как оказалось, осетины не то, чтобы запрещают чтить память "отца народов", но и всячески способствуют установке памятников Сталину и приводят в порядок те, которые уже есть.
Некий "культ личности" Сталина в Северной Осетии среди местных коммунистов есть и достаточно хорошо развивается. Да и среди самих осетин почтение к памяти Сталина присутствует, несмотря на то, что за время правления Сталина было подвергнуто репрессиям 14 тысяч человек.
Однако, на Кавказе есть республики, где запрещено не только устанавливать памятники, но и говорить о Сталине в положительном ключе.
В 2017 году парламент Ингушетии принял закон, согласно которому был установлен запрет на увековечивание памяти Сталина в пределах республики.
Примечательно, что сам закон был принят к годовщине депортации ингушей и чеченцев. Принудительное выселение представителей этих народов состоялось с 23 февраля по 9 марта 1944 года. По самым разным оценкам в Казахстан и Киргизию было выселено от полумиллиона до 600 тысяч человек. Во время процедуры выселения и в первые годы после депортации по разным причинам погибло примерно 100 тысяч чеченцев и 23 тысячи ингушей.
Согласно закону, в Ингушетии запрещено устанавливать памятники Сталину, присваивать его имя улицам, школам и другим учреждениям, запрещено называть его именем города и другие населенные пункты.
Также, по этому закону, запрещено публично одобрять деятельность Сталина и размещать его изображения в общественных местах и на административных зданиях.
Естественно, что в Чечне Сталина также не жалуют. Буквально несколько дней назад, 10 мая, Чечня вспоминала жертв депортации. Никаких массовых мероприятий в связи с режимом самоизоляции на территории республики не было, к этой памятной дате 140 тысяч семей депортированных граждан получили продуктовые наборы от регионального общественного фонда имени Ахмат-Хаджи Кадырова. Кстати, именно в этот день в Чечне чтут память первого президента Ахмата Кадырова, погибшего 9 мая 2004 в результате террористического акта.
Интересно, что с 2011 по нынешний год никаких мероприятий относительно памяти жертв депортации не проводилось. На все мероприятия был запрет от чеченских властей. В то время, как в Ингушетии 23 февраля чтили память погибших и пострадавших, в Чечня праздновали лишь День защитника Отечества. В 2012 году все траурные даты чеченского народа перенесли на 10 мая.
С именем Сталина в Карачаево-Черкессии дела обстоят жестче, чем в Ингушетии. Там с 2016 года существует уголовное наказание тех, кто отрицает факт депортации или ее одобряет. Тех, кто нарушит закон, ждет штраф на сумму от миллиона до двух миллионов рублей или обязательные работы на срок до 320 часов, или лишение свободы до трех лет.
В Кабардино-Балкарии, откуда в 1944 году было депортировано почти 38 тысяч балкарцев, каких-то особых запретов на упоминание Сталина нет. Наоборот, в селе Озрек 9 мая 2016 года был установлен бюст "отца народов". Бюст сельчане получили от осетинских коммунистов, а постамент изготовили сами. Это единственный памятник Сталину на территории Кабардино-Балкарской республики.
С десяток памятников Сталину расположены и в Республике Дагестан. Стоит отметить, что львиная доля этих памятников была установлена уже после 2000-го года. Последний из памятников появился в селе Маллакент Кайтагского района в 2016 году накануне Дня Победы.
Собственно, такая обстановка сейчас на Северном Кавказе относительно Сталина. Где-то его люто ненавидят, а где-то наоборот почитают и называют "великим управленцем".
Планы насчет новых поездок пока размытые. однако вы можете принять участие в организации поездок, просто подписавшись на канал. Нас уже 12441! Давайте до конца апреля наберем 12500 читателей!
Больше статей на сайте МИР В ОБЪЕКТИВЕ
Сообщество во ВКОНТАКТЕ. Там посты, фото и обсуждения. Пишите мне там!