Проверить достаточно просто и не специалисту, если знать как.
Обычно предлагают для проверки, попытаться тронуться на 4-5 передаче, дав чуть больше газа. Если при такой попытке мотор заглохнет, то сцепление живое. А вот если продолжит работать, то износ его уже критичный. И менять его надо не незамедлительно, причем возможно придется менять уже помимо него и маховик, который будет слишком изношен. Но такая проверка только показывает живое сцепление, или оно уже требует замены.
А вот как проверить рабочее сцепление и понять сколько осталось до его замены?
Ничего сложного, проверка оставшегося ресурса сцепления достаточно проста. По крайней мере, хорошо работает на тех машинах, где используется тросик. С гидроприводом эта зависимость, менее выражена.
Для начала просто обратите внимание на педаль сцепления, она не должна быть сильно задрана или утоплена, а находится примерно на одном уровне с педалью тормоза. Если сильно утоплена, велика вероятность, что вам пытаются впарить машину с убитым сцеплением.
На заведенном двигателе, на нейтрали. Выжимайте сцепление не торопясь и слушайте, в какой момент звук коробки(тихий шелест), прекратится. Это момент, когда диски разошлись. И еще, при нажатии, не должно быть ни каких усиливающихся посторонних звуков, они указывают на проблемы с выжимным подшипником.
Насколько далеко вам пришлось выжать педаль? Сколько осталось до упора? Вот это и покажет сколько осталось сцеплению. Чем меньше ход педали, до момента расхождения дисков, тем ближе срок замены. У нового сцепления, момент размыкания дисков, близок к полностью выжатой педали. У умершего, размыкается в самом начале хода педали.
Если диски размыкаются( звук прекращается), дальше середины хода педали, сцепление прослужит еще достаточно долго.
Конечно есть вариант, что звука от коробки просто не услышать. Вам повезло, и машинка очень тихая. Тогда, включите скорость, нажмите тормоз и начните медленно отпускать сцепление до того как, двигатель начинает скидывать обороты, глохнуть. Так вы определите момент когда диски начинают смыкаться. Ну и далее, как выше.. только, наоборот, чем дольше вы отпускали педаль, до этого момента, тем меньше жить сцеплению