Потребность в личной эмблеме у рыцарей возникла с появлением закрытых шлемов, которые окончательно заковали благородного воина в броню, а вместе с тем сделали невозможной его визуальную идентификацию. А для этих ребят узнаваемость в бою была очень важным моментом - все должны видеть и знать, кто именно так храбро бросался в атаку, выказывая наличие поистине рыцарского духа. И простой рисунок на щите помог благородному воинству справиться с этой проблемой.
Позднее, с течением времени, их рисунки, называемые сегодня гербами, становились все сложнее. Мало того что росло разнообразие изображаемого на гербовых щитах, так еще и начали появляться дополнительные элементы вокруг, вроде щитодержателей, короны, шлема и пр. Поэтому очень скоро потребовались специально обученные люди, которые не только разбирались в существующих эмблемах, но и помогали составлять новые. Звались они герольдами. В их обязанности также входило оглашение всех регалий благородной персоны, выступавшей на рыцарском турнире.
При этом сложности в интерпретации возникают при разборе пышных фамильных гербов. А рыцари для личных нужд пользовались гербами попроще. Часть таких гербов относилась к "гласным" - их наполнение прямо или в виде ребуса говорило об имени владельца. А расшифровка была доступна даже непросвещенным. Например, английский рыцарь XIV века сэр Хью Калвли (Calveley) носил герб с тремя телятами. Чтобы понять, чем обусловлен такой выбор, достаточно разбить фамилию "Calveley" на слова "calf" (теленок) и "leah" (пастбище).
Не все гербы отсылали к имени владельца или к некоему топониму. Они могли носить чисто символическое значение. Допустим, в то же XIV столетие в итальянских землях снискал славу кондотьер английского происхождения Джон Хоквуд. Он сражался в Столетнюю войну, получил рыцарский титул, после перемирия 1360-го вступил в отряд наемников и ушел на Апеннинский полуостров, где города-государства постоянно что-то делили между собой. Спустя пару-тройку лет он возглавил этот отряд и много повоевал, отстаивая в основном интересы Флоренции. Носил он герб с тремя ракушками.
Ракушки в данном случае с именем знаменитого кондотьера вообще никак не связаны. Подобный символ и до Хоквуда был очень популярен - насчитать количество гербов с их изображением практически нереально. Все потому, что домик моллюска - символ паломничества. И у большинства европейцев того времени ассоциировался с именем Святого Иакова.
Пилигримы, проделавшие путь к Компостеле, к мощам святого, собирали на галисийском побережье ракушки. Сам апостол к тому же считался покровителем рыбаков и путешественников. И поэтому ракушка стала эмблемой паломничества в целом. Со временем паломники даже начали пришивать к своей одежде изображения этих самых раковин - такой опознавательный знак. А затем быстро и незаметно ракушки перекочевали на гербы. Особенно такой знак паломничества полюбился рыцарям, готовым отправиться в крестовый поход (вооруженное паломничество, по сути).
Надо сказать, что раковину моллюска в таких регионах, как Нормандия, Пуату и Бретань, больше связывали с Архангелом Михаилом. И почти все выходцы из упомянутых мест с фамилией "Мишель" (Michel) использовали на гербах изображение ракушки. Такой, вот, удивительный язык геральдики.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала