«Подруги» были сняты в 1955 году и были четвертым фильмом Микеланджело. Навязывается мысль, что этот фильм заканчивает начальный этап в творчестве Антониони, где он только нащупывал свои инструменты передачи чувств. Можно ли сказать, что это особенный фильм? - Нет. Классический неореализм с его шаблонами. Но фильм все же выделяется на фоне других и показывает, что такое «Антониони».
Сюжет зауряден: Клелия- молодая девушка приезжает в Турин, чтобы открывать новый салон одежды. По случайному стечению обстоятельств она знакомится с Мануильей и Розеттой. Точнее обстоятельства печальные - Розетта пыталась покончить со своей жизнью. Розетту спасли, и девушки становятся подругами. Далее мы знакомимся и с другими главными героями или второстепенными героями…в этом и заключается приятность данного фильма- непонятно кто важен, а кто нет. Лоренцо и его возлюбленная Ненэ, Мариелла, Чезаро и еще несколько людей, которые вроде не четко прорисованы , но без которых фильм многое теряет . Так, после знакомства со всеми и всем, сюжет плавно разветвляется. Розетта влюбляется в Лоренцо, Лоренцо мечется между Розеттой и Ненэ, Мануилья развелась и ищет себя, Мариэлла заигрывает со всеми сразу, Клелия нашла себе на стройке салона молодого и симпатичного Карло. Все это наваливается и наваливается на зрителя, но в итоге оставляет только единственное важное послевкусие- бессмысленность, бесчувственность всего происходящего. При постоянном нахождении в обществе полное одиночество личности.
Главная героиня Клелия производит впечатление борца за равенство, за справедливость, подбавляет этакую социалистическую нотку фильму. На работе требует полной отдачи от ленивых рабочих, на девичьих встречах критикует жеманство и высокомерность. Хотя сказать, что Клелия главная героиня будет ошибочно. Ведь все таки «Подруги» , а не «Подруга». Линия Розетты более выделенная, чем Клелии. Она имеет начало, развитие и свою, увы, трагическую концовку, а линия Клелии летит более пространно. Возлюбленный Клелии Карло почему-то абсолютно спокойно отступает от нее, хотя она говорит ему, что любит его. Может быть это во мне играет личный опыт и если мне говорят, что время упущено, то я пытаюсь доказать, что это не так, а Карл другой, может он что-то понимает что я и не пойму. В любом случае неясен его мотив, откуда в нем такая большая мудрость и почему при своем уме, он всего лишь помощник архитектора. Разведенная Мануилья, живущая на попечительстве у своего мужа,- это прототип героев будущей Антонионовской «трилогии об изоляции». Мануилья не понимает зачем ей жить, действие это ей абсолютно скучно, но в отличии от молодых ребят из будущего фильма Антониони «Приключение» Мануилья имеет некую выделяющую ее спесь. Лоренцо -замученный одинокий художник, который застрял и не может выбраться из трясины жизни. Ненэ более успешная, но успех этот ее вовсе не радует, так как ее возлюбленный тонет в трясине. Розетта же ищет смысл жизни, вроде бы находит его , но тот оказывается обманчивым. А зачем тогда жить? Ответа она не находит.Ночь. Набережная. Глубокая холодная река. Всплеск. И мы больше ее не увидим никогда.
Концовка только прибавляет туманности повествованию, хотя наверное в этом и есть прелесть этого достаточно смятенного витиеватого кино. Все герои стоят на грани и страдают, особенно это видно в совсем молодой Розетте, которая наивна и не понимает новых игр. Антониони в отличии от своего прежнего фильма «Побежденные» не собирается давать точный ответ на вопрос. Он лишь дает тему, а давать оценки он вовсе не хочет, хотя Клелия, в сцене в ателье после трагических известий о Розетте, дает точную критику всем действиям друзей Розетты и в этом выслеживается авторский взгляд. Но все же здесь больше тишины, чем слов. Все понятно и без лексики.
Поговорили о детальном, можно поговорить и об общем. Сюжет хоть и достаточно длинный и местами интересный, но все же слишком завуалированный и не до конца объясненный, поэтому можно просто понаслаждаться показом жизни 50-ых годов в Италии. Здесь нельзя увидеть прекрасные пейзажи Турина ,где все происходит. Архитектуру заменяет Антонионовское чувство кадра. Когда одиночество персонажа, его изолированность, подчеркивается пустотой сцены. Когда сцена фильма дышит в полную грудь. К примеру, когда смотришь ранние фильмы Акиры Куросавы, то создается невероятное чувство духоты, лица близко друг к другу, постоянная жара, а тут наоборот. Изящный пример: уход Лоренцо или метания Розетты после его ухода. Абсолютный холод и мрак, который чувствуется даже через черно-белую пленку. Герой окружен этим вакуумом который постепенно сдавливает его, акцентируя внимание на одинокости персонажа. (Ранее я сказал, что сцена дышит, а теперь говорю, что сцена-это вакуум, но вам придется поверить: сцена дает персонажу дышать, сдавливая его в вакууме).
Этот трюк Антониони использует во всех своих фильмах, начиная с дебютного, но все же нельзя было пройти вокруг изящного примера. Также можно поговорить о стиле жизни общества Италии в 50-ые годы. Если сравнивать с фильмами Америки того времени, то итальянцы живут невероятно демократично, пустые бары и скудные белые салонны уподобляют их Бергмановским пейзажам в «Лето с Моникой». Как сказала Клелия : «социальная дипломатия». Однако в движениях рук, взгляда, губ актеров скрывается, та изюминка, которая делает мир фильма итальянским, а не интернациональным.
Не имеет конца история под названием жизнь. История Клелии и подруг повторяется и повторяется. В конце фильма Клелия уезжает обратно в Рим, там она встретит очередного Карло, и очередную Розетту. Это не личная история, это история поколения.