Найти тему

BOSS SP-202.Когда hip-hop стал доступен всем.Part 2

Привет друзья! Представляю вам вторую часть (из 3-х) статьи посвященной культовому сэмплеру BOSS sp-202,который дал возможность простым парням и девчонкам раскрыть свой творческий потенциал и громко (о,этот звук!) заявить о себе,создавать музыку из чего угодно и где угодно,да и просто классно проводить время .

Лицевая панель

Создавать музыку,это просто!
Создавать музыку,это просто!

Пробежимся по ней с верху в низ.

-2

В самом верху мы видим подписи разъемов находящихся на задней панели,очень удобно если требуется переподключить сэмплер к другому оборудованию (например обработке или другому источнику сигнала),делать это возможно "вслепую".Так же отмечу что "горизонтальное" расположения гнезд входа и выхода это более удобное решение чем "вертикальное" примененное на sp-303.

Ручки Volume и Control

Ниже мы видим две ручки,слева и с права.Левая "Volume" отвечает за выходную громкость сэмплера и громкость выхода на наушники (да,громкость головных телефонов здесть отдельно не регулируется). Больше эта "крутилка" ни за что не отвечает (я же говорил что будет просто)). Ручка расположенная справа и имеющая сверху обозначение "Сontrol" имеет уже два назначения.Первое это регулирование уровня громкости входного сигнала,поэтому под ней есть обозначение "rec level" и красная лампочка которая загорается в момент перегрузки входного тракта.Второе назначение это управление встроенными в сэмплер эффектами,шесть кнопок отвечающих каждая за свой эффект вы можете наблюдать между ручками Volume и Сontrol.В данном режиме ручка работает только когда выбран какой то эффект и соответствующая ему клавиша подсвечена.

Эффекты.

Под надписью Effect нас ожидают целых шесть клавиш,каждой соответствует свой эффект:

1.Pitch-высота тона сэмпла

2.Filter 1-частота среза фильтра

3.Filter 2 -резонанс фильтра

4.Ring mod-кольцевой модулятор (он же "ринг модулятор))

5.Time-время задержки

6.Delay-Интенсивность задержки

Эффекты очень хороши и я применяю их постоянно,но вам важно знать некоторые ограничения.Во первых на банках C и D (которые напомню относятся только к сменной карте памяти) не доступны эффекты Time и Delay,с чем это связанно мне не удалось выяснить,простите..... Далее вы не сможете применять определенные комбинации эффектов.Так же для разных сэмплов,которые естественно у вас будут назначены на разные пэды нельзя использовать свои эффекты,впрочем как и на sp-303,но в 303 есть функция ресэмплинга что позволяет переписать сэмпл на любой свободный пэд уже с примененным эффектом. В BOSS sp-202 функции ресэмплинга увы нет.С эффектами разобрались.

Далее ниже мы видим дисплей прибора на который выводится величина темпа (BPM) ,две клавиши "вверх вниз" и большая клавиша TAP.На этом блоке остановимся подробнее когда приступим к написанию бита.

Далее идет очень важный блок индикации .Представляет собой столбики с надписями различных режимов работы сэмплера.При активации того или иного режима название подсвечивается красным.Под каждым столбцом есть черная горизонтальная клавиша для выбора режима сверху-вниз

Наглядная индикация,простое управление,все как мы любим!
Наглядная индикация,простое управление,все как мы любим!

Будем рассматривать столбики слева-направо.

1.Выбор частоты сэмплирования.Чем выше частота тем звук ближе к оригиналу,меньше искажений.Стандартная частота компакт диска 44.1,это считается минимальной частотой при которой фактически невозможно отличить оригинал от записи (если вы не аудиофил,конечно)). Какой же выбор частоты дискредитации предоставляет предоставляет нам sp-202?

Hi-FI-31,5кГц

Standart-15,63кГц

Lo-fi 1-7,81кГц

Lo-fi 2-3,91кГц

Как мы видим даже при использовании самого качественного режима сэмплирования HI-FI мы уже будем иметь отличия записанного сигнала от оригинала. Но за это все и любят 202-й,с его пробивным,мощным,грязным саундом,который сформировал целый пласт музыки,классический хип-хоп,агрессивный,опасный,который сейчас ценится как "тот самый".

2.Mono/Stereo.

Здесь думаю все понятно.По умолчанию прибор сэмплирует в моно так как это экономит память.Режим stereo не доступен для режима записи Lo-fi 2.

3.Trigger/Gate. Здесь речь идет о разных программах проигрывания записанного сэмпла.

Если горит надпись Trigger то при нажатии на пэд,сэмпл начнет проигрываться и будет играть до конца вне зависимости будете ли вы все это время жать на пэд или отпустите его,сэмпл все равно доиграет до конца.

Если вы выбрали режим Gate (с помощью черной горизонтальной клавиши под столбцом ) то сэмпл будет играть ровно столько сколько вы жмете на пэд.Нажимаете-сэмпл начинает играть,отпускаете сэмпл тут же прерывается,нажимаете еще раз-запускаете сэмпл сначала.

4.Loop/One shot. Проще некуда! Выбираем режим Loop и наш сэмпл повторяется.One shot,сэмпл проигрывается один раз и останавливается.Данный режим работает в паре с предыдущим Trigger/Gate.

Рассмотрим некоторые комбинации!

Trigger/Loop - после нажатия на пэд и отпускания пальца (ну или чем вы решили на него нажать),сэмпл воспроизводится снова и снова до бесконечности,он будет играть в режиме повтора хоть 10 лет.

Gate/Loop - после нажатия сэмпл будет воспроизводится в режиме повтора до тех пор пока вы жмете на пэд,как только убрали палец,воспроизведение сэмпла остановлено.

Trigger/One shot-нажимаете пэд,убираете палец,сэмпл воспроизводится до конца и останавливается.

5.Normal/Reverse это своего рода эффект,который применяется к уже записанному сигналу.Нажимаем пэд с сэмплом,клавишей под столбцом выбираем режим Reverse и наш сэмпл воспроизводится задом-наперед.Нажимаем на ту же клавишу,выбираем режим Normal и сэмпл возвращается в свое первоначальное состояние,весело!

Ну что же,продолжим ).

Белые клавиши DEL,REC,MARK

Записывай,стирай,редактируй.....а что еще нужно?
Записывай,стирай,редактируй.....а что еще нужно?

Клавиша DEL служит для стирания сэмпла с любого пэда.Сэмпл удаляется безвозвратно,так что будьте аккуратны (и это после уверения о безопасном использовании?).Нажимаем кнопку DEL,на дисплее чуть выше появляется надпись DEL,пэды на которых записаны сэмплы не будут мигать красным цветом,во время этой операции вы так же можете переключаться между банками ABCD. Выберите пэд звук с которого хотите удалить,нажмите на него,он загорится красным.На данном этапе операцию можно отменить нажав на клавишу черного цвета которая располагается левее и имеет обозначение cancel (отмена).Далее нажимаем на клавишу DEL,ждем (особенно долго удаляются сэмплы с внутренней памяти прибора,многие даже думают что он завис,вовсе нет,просто дайте ему время) пока операция завершится,все.

Клавиша REC.При ее нажатии активируется алгоритм записи.Возможно выбрать банк,далее сэмплер найдет первый по порядку "пустой" пэд в этом банке,он будет мигать красным светом,при желании вы можете вручную нажать на любой свободный пэд и сделать запись на него.

Итак,нажимаем клавишу REC,выбираем пэд на который будет производиться запись,нажимаем на него,он должен замигать красным.На этом этапе мы можем выбрать частоту дискредитации и режим mono/stereo и отрегулировать уровень входного сигнала ручкой Control.Нажимаем еще раз REC и запись началась,для остановки так же нажимаем REC.

Клавиша MARK.С помощью нее происходит редакция сэмпла,точнее "обрезание" его начала и конца (по моему какое то дикое предложение вышло). Как это работает.Нажимаем на пэд с сэмплом который хотим подредактировать (кстати благодаря этой функции можно сэмплировать с небольшим запасом вначале и в конце так как есть возможность отсечь лишнее,но не забывайте о расходе памяти )),далее как только начинается кусочек который хотим оставить,нажимаем кнопку MARK (после окончания редактирования сэмпл будет играть именно с этого места),она загорается и начинает мигать,как только нужный фрагмент заканчивается нажимаем MARK еще раз (на этом месте сэмпл будет заканчиваться).Если нужно обрезать только конец сэмпла а начальная точка вас устраивает то нажимайте клавишу MARK одновременно с пэдом а затем еще раз на нужной точке в конце.Если наоборот вас не устраивает начальная точка но устраивает конец записи,то нажимайте MARK один раз в нужной точке начала сэмпла а затем просто дайте доиграть до конца больше ничего не нажимая.Такое вот ручное редактирование,но на практике все очень просто и быстро.Стоит сказать что данная операция обратима,для редакции сэмпла у вас сколько угодно попыток,пока вы не получите свой идеальный результат.

Клавиша CANCLER позволяет прекратить какую либо операцию.Внимание!Она не работает как привычная большинству клавиша UNDO.Например если вы уже подтвердили удаление сэмпла,восстановить его уже невозможно. Не буду здесь расписывать какие функции и на каких этапах можно прекратить этой кнопкой,так как это довольно долго и скучно.Конечно если вы,дорогие мои друзья, напишите что это необходимо и поможет вам,то я с радостью все распишу,в дополнении к этой части.

Клавиша REMAIN.При ее нажатии на дисплее высвечивается количество времени в минутах,которое у вас доступно для записи в максимальном качестве (режим HI-FI),при этом оставшееся время показывается конкретно для банка выбранного в данный момент.

Клавиши A/B и C/D .C помощью них попарно выбираем нужный банк. Банк А и B могут использоваться только для внутренней памяти (по этому над ними есть обозначение INT),банки C и D только для внешних карт памяти (обозначение CARD).Буквенное обозначение выбранного банка подсвечивается выше,над режимами записи.

Далее идут 8 пэдов,они абсолютно идентичны и на них не завязаны никакие функции кроме записи и воспроизведения.

-5

Клавиша HOLD (удержание),ее функционал будет более понятен когда мы пошагово будем делать бит на этом сэмплере,сейчас пропустим ее.

Kлавиша Source. С ее помощбю можно подмешивать сигнал со входа при проигрывании сэмплов,клавиша при этом должна быть зажата.Так же эта кнопка работает по некому алгоритму со встроенным микрофоном,но он у меня увы не работает,так что ищите эту часть в других источниках : (.

Ну что же,мы разобрались в основном со всеми органами управления.Пора делать бит (я помню,обещал что будем что то записывать уже во второй части,но получилась одна "матчасть" ))! И мы его обязательно запишем .Постарайтесь не пропустить.