Найти тему
ТВ ХУДОЖНИК

ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ. ХУДОЖНИК АНДРЕЙ ПОДШИВАЛОВ

Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà «жалость»)
Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà «жалость»)

Пиета( Пьета) Андрей Подшивалов очень разноплановый художник, его работы отражают все стороны жизни российской деревни, здесь и жизнеутверждающая радость и невозможное горе. «Пиета» - одна из самых трагичных и пронзительных работ художника Андрея Подшивалова. Пьета, Пиета( от итальянского «жалость») – иконография сцены оплакивания Христа девой Марией с изображением Богоматери и мертвого Христа, лежащего у нее на коленях. Эта работа страшная и многосложная по содержанию, и она типична для нашей многострадальной Родины, где общечеловеческие мотивы переплетаются с национальной трагедией. По всей России великой это была распространенная картина: в доме живет мать с сыном. Сын не женился, остался с матерью. Не женился он по многим причинам: мать нельзя было бросать, ему было привычнее остаться дома, а не искать счастья в городе, деревня опустела, и не нашлось женщин его возраста, работы не было и соответственно денег, а значит и незавидный жених.

В каждой деревне было по многу семей, где жил сын и мать. И жил он зачастую за счет пенсии матери. Работы не было на селе после развала колхозов, и они чистили снег зимой у старушек, копали огороды, помогали по хозяйству. И главное, они были похоронной командой, они хоронили стариков сельчан. Умрет бабка, они и могилу выкопают, и гроб сделают, и похоронят. Самое страшное, как только у них умирала мать, с которой они жили – они умирали сами. Это была страшная реальность. Зависимость от матери, в том числе и финансово, была жизненной. На картине Андрея Подшивалова «Пиета» изображены реальные люди, это практически портреты семьи Саши Теркина и его мамы.

Теркин был такой же весельчак и балагур, как его однофамилец с поэмы «Василий Теркин» Твардовского. Очень жизнерадостный парень, но жизнь у него не задалась. Он не смог вписаться в реалии перехода к капитализму, и стал лишним человеком для своей страны. Они стали лишними, он и его мать. Эта страшная тенденция охватила пол России. И когда художник писал картину, он подумал вслух, что сын вскоре умрет после матери, не сможет жить без нее, чем вызвал гнев старшего брата, жившего отдельно. А так и произошло в действительности. Вся жизнь Сашки прошла рядом с матерью, в родительском доме. Он взрослел тут, старел вместе с ней. Он для нее навсегда остался маленьким любимым сыном, несмотря ни на что. Сама композиция картины «Пиета» Андрея Подшивалова навевает ассоциации с престолом богоматери. Высокое крыльцо избы, ступеньки, позы женщины и сына ассоциативно отсылают нас к мадоннам Возрождения. Она его мать, и она принимает его любым.

Мать прощает его и относится к нему как к маленькому сыночку, каким бы сын не был возрастом, чем не занимался, все равно плохой он или хороший. Мать очень любит и заботится о нем и готова ради ребенка отдать все, даже жизнь. А сыночек уже взрослый, годков много, а в деревне, где он не смог найти себя в жизни, так и остался внутренним подростком. Как только нарушается связь с матерью, он не сможет быть один на один с реальностью, сопьется и погибнет. Только в матери он найдет спасение, водка поможет забыться, но его же и убьет. Теркин, прообраз парня с картины, умер от того, что ел сухарь пьяный, и им же подавился. Нашли его уже мертвым.

Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà «жалость»)
Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà «жалость»)

Сначала похоронили мать, и скоро его. Вот такая печальная история и драматическая картина, написанная с реальных людей и поднявшая целый пласт проблем и противоречий современного общества. Андрей Подшивалов на картине « Пиета» пишет трон, русский трон в виде парадного высокого крыльца избы. На нем сидит богоматерь и ее сын. Женщина, как и богоматерь, знает судьбу своего сына, знает, как окончиться его жизнь. Очень трагичное звучание всей работы, очень тяжело перенести весь драматический накал. Общечеловеческое соединилось с социальными и насущными проблемами, и этот сплав неразрешимых проблем, безудержного горя, которое герои картины переживают спокойно. И это страшно, ведь они смирились со своей судьбой. Все кто жил в деревне узнают в этой работе Андрея Подшивалова «Пиета» своих односельчан.

Такая жизнь наступила в деревне, в стране, когда у людей отняли все, в первую очередь смысл жизни, работу, надежды на будущие. Бросили дома, поля, ничем не засаженные и зарастающие лесом, уничтожили стада коров. Люди, живущие веками на этой земле, стали ненужными и невостребованными. Перемены вокруг им не понятны и направлены против них, они выпали из жизни и социума. Они жили в одном мире и стране, а тут нагрянул новый строй, практически разрушив все старое, начиная от нравственности и заканчивая материальные основы. Их ли в этом вина? Безвременье тяжелым жерновом перемололо их судьбы, надежды и жизнь.

Какое - то время они живут за счет материнских пенсий, потом умирают друг за другом, рушатся пустые ненужные дома, уходят в небытие целые деревни российской глубинки. А следом традиции и вековой крестьянский уклад. Рушится страна в угоду глобализации и наживы кучки людей. Что приедет на смену? Капитализм в своей неприкрытой и хищной наглости, где и люди и земля всего лишь инструменты прибыли, если они вписались в систему. А если нет, то выход один, как у семьи на картине художника Андрея Подшивалова «Пиета». Вот так гибнет Россия. И здесь как раз и показан апофеоз гибели страны. Это русская мать, которая уже оплакивает своего сына и свою судьбу. Она смотрит вперед и знает по своему жизненному опыту, чем закончится эта жизнь.

Боль и трагизм ждет впереди, ничего светлого и радостного. У нее нет больше ни надежды, ни веры в лучшее. Только смирение и принятие своей судьбы. Это страшно видеть в ее глазах. Художник Андрей Подшивалов в картине «Пиета показывает только один светлый момент это - любовь, мать остается матерью при любых условиях, и сын остается любящим сыном. Вот он пришел, блудный сын к матери, как к последнему пристанищу, босоногий, обнаженные ноги как обнаженная ранимая душа, положил свою буйную голову матери на колени и уснул. Только здесь ему по-настоящему спокойно и хорошо. Мать как бы прикрывает своими натруженными руками ему голову, хочет инстинктивно защитить. Красная юбка цвета крови аккумулирует боль, ее вторят багровые тона колорита. Белая седая голова женщины символизирует ее сложную, полную трудностей жизнь. Ощущение горя и трагизма охватывает зрителей, здесь нет наигранности и театральности, только правдивые и глубинные чувства. Русская трагедия умирания духовных основ государства, ее сущности и смысла. Закончились тысячелетние связи, традиционный уклад российской деревни, рушится нравственная основа наших предков, и все это на наших глазах. \

Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà «жалость»)
Пьета́, Пиета́ (от итал. pietà «жалость»)

Наше поколение стало свидетелем и участником национальной трагедии. Ее масштаб вселенский, и он еще не оценен и не понят. Самое страшное то, что когда наступит понимание произошедшего, вернуть будет уже ничего не возможно. Андрей Подшивалов обнажил нерв, теперь боль не замазана ничем, и от этого еще сильнее. Вроде простая работа, незамысловатый сюжет, а сколько в ней всего сказано, а какие трагические моменты нашей недавней и современной истории подняты. Это трон божьей матери, и она отдает на закланье своего сына. «Убей сына божьей матери», сын становится жертвой тех, кто убил и распял русскую деревню. Погубили и русскую мать, и ее сына, и их нерожденных потомков. Апофеоз гибели русской деревни. Нынешняя пенсионная реформа только ускорит конец деревни, ведь тяжелый труд и отсутствие работы, элементарных удобств, дорог, больниц, поставит на грань выживания не только стариков, но и их взрослых детей, зависимых от них. Зависимых, не от хорошей жизни, а от безысходности, от невозможности преломить ситуацию умирания российской деревни. Для деревни, где людей быстрей старит тяжелая работа, отсутствие медицинской помощи, увеличение возраста выхода на пенсию станет роковым. Они до нее просто не доживут. Вымрут без поддержки и их дети.

Художник не раз говорил, что он все свое творчество посвящает самой главное теме – теме материнства. Художник говорит об этом так:» Моя самая главная тема: Мать и деревня, мать и дети. Это основа моего творчества, которую я определил и поддерживаюсь. И до последнего своего вздоха я буду писать Мать и деревню.» В работе «Пиета» апофеоз темы материнств и гибели деревни. Тема деревни, крестьянской матери переплетаются в его творчестве, помогают раскрытию друг друга. Художник оплакивает ушедшую деревню, вымершее поколение, и очень хочется верить, что зритель проникнется эмоциями работы и задумается о тех проблемах, что художник поднял. Только так: поднимая эту тему, подключаясь к ней, говоря и думая о нынешних проблемах деревни и нашего государства – можно, что- то изменить. Главное, чтобы неравнодушных было больше и больше.

Тяглова Наталья Владимировна.