В России политическая жизнь в ее публичных формах совсем отсутствует. В условиях, когда политика целой страны сведена к аппаратным интригам, я не удивляюсь, что малейшие передвижения по служебной лестнице вызывают у общественности повышенный интерес. Даже если речь идет о третьестепенных персонажей, начинается гадание на кофейной гуще.
Безальтернативная победа Владимира Путина на мартовских выборах вслед за не менее сокрушительной победой «Единой России» в 2016 на выборах в Думу не оставила наблюдателям выбора. В обществе немедленно включился «анализ» того, что будет в 2024 году и после — тогда, когда Путин (вроде бы) должен будет уйти в отставку.
В свете этих двух исходных положений и следует рассматривать появившиеся разговоры о судьбе и значении Государственного совета. В прессе пишут, что этот орган может сыграть важную роль в продлении власти Путина после 2024 года.
Кому нужен Госсовет
Само наличие во властной конструкции такого звена, как Государственный совет, говорит об общей хаотичности и непродуманности. Говоря попросту, это пятое колесо в телеге государственного управления. Такое же ненужное порождение сумбурных импровизаций начала 2000-х, как Общественная палата.
В 2000 году Владимир Путин инициировал реформу Совета Федерации, в результате которой места в этом властном органе лишись губернаторы. Они восприняли это как понижение собственного статуса. В качестве утешительного приза для них придумали Госсовет — своего рода клуб по интересам, где они могли бы собираться и высказываться... что ж, неплохой ход.
Реальных полномочий у Госсовета не было никогда. Такие полномочия не могли возникнуть у учреждения, не упомянутого в конституции и действующего всего лишь на основании указа президента. Президент назначил Госсовет совещательным органом.
Если сравнивать нынешний Госсовет с предшественником, то до 1917 года орган с таким названием был весьма влиятельным. С 1810 по 1906 год он выполнял роль парламента: занимался разработкой законов и следил за исполнением бюджета.
В 1906 году Государственный совет Российской Империи же официально стал верхней палатой. Эти исторические аналогии и совпадения в названии не должны вводить в заблуждение.
Закон бюрократии гласит: раз возникнув, учреждение начинает жить своей жизнью вне связи с предназначением, работая просто на собственное поддержание. Находятся задачи, придумываются цели, выпрашиваются фонды. Госсовет поддерживает иллюзию бурной деятельности.
В то же время не стоит думать, что люди, приписанные к обслуживанию Госсовета, бездельничают. Напротив: чем бесполезнее заведение, тем больше работают его сотрудники. Они вынуждены оправдывать свое существование и создавать впечатление собственной необходимости.
Недавно Владимир Путин переподчинил Государственный совет Сергею Кириенко.
Сегодняшний Госсовет мало кому известен и интересен. Он собирается два раза в год, должность секретаря занимает помощник президента Игорь Левитин. Государственный совет в своем нынешнем изводе важен разве что для того или иного честолюбивого губернатора, который хочет известности. Для этого он добивается права выступить на заседании Госсовета с каким-нибудь докладом.
К примеру, в апреле 2015 года с докладом по развитию малого и среднего предпринимательства выступал тогдашний тульский губернатор Владимир Груздев. Местные СМИ всячески транслировали это событие: считалось, что это важный шаг к назначению губернатора в правительство. Прошло три года, Груздев пропал с политической арены, о его выступлении и прогнозах все забыли, что впрочем очень предсказуемо.
Может ли Госсовет получить влияние
Можно ли ожидать активизации и расширения роли Госсовета при Кириенко? В обозримой перспективе нет. Губернаторы сегодня не те, что в 2000 году. В то время им нужна была компенсация за утраченный статус. Нынешние губернаторы — сравнительно молодые люди, уже не помнящие тех времен, когда главы регионов вместе со спикерами могли устроить обструкцию Кремлю в Совете Федерации. Это реальный пример: в 1999 году Александра Волошина согнали с трибуны, когда он предложил отправить в отставку генерального прокурора Юрия Скуратова.
Современные губернаторы знают свое место, а политических амбиций не имеют. Собирать технократов, назначенных из Москвы, ради того, чтобы послушать их взгляды на жизнь, а не давать им команды, ни Путину, ни Кириенко не имеет смысла. Кремль вполне устраивает нынешняя властная конструкция: ремонтировать то, что работает, никто не захочет.
Что сделает Путин в 2024 году
Проблема-2024 — совсем другой вопрос. Но, во-первых, до нее еще целых 4 года. На такую перспективу никто в Кремле не планирует. Даже если на этот счет есть какие-то соображения, вряд ли реальные действия последуют раньше 2022-2023 года. Путину не нужен фальстарт.
Во-вторых, если речь пойдет о месте Путина вне президентского кабинета, то совсем не факт, что обратятся к Госсовету. Ситуация междуцарствия 2008-2012, когда «младшим царем» стал Дмитрий Медведев, породила неприятную для власти коллизию 2011-2012 годов с забытыми к тому времени массовыми демонстрациями и митингами. Думается, второй раз наступать на те же грабли и назначать марионеточного президента вряд ли будут. Это означало бы добровольное ослабление «вертикали».
Путину потребуется единый центр принятия решений. В 1999 году «семья» могла мечтать, что, назначив преемником Путина, она по-прежнему будет управлять государством. Просчиталась. В 2008 году Путин не совершил такой ошибки: он изначально выбрал проверенного человека. Отношения «Путин — Медведев» — совсем не то, что отношения «Путин — Юмашев — Дьяченко». И все же даже такой дружный тандем вызвал проблемы.
К 2024 году Путину предстоит принять решение — либо он реально уходит от дел, либо продолжает возглавлять Россию. Поскольку президентом он оставаться формально не может, единственным вариантом остается переход к парламентской республике.
Вариант с Госсоветом как с подобием комиссии советников при китайской компартии, которую возглавлял Дэн Сяопин, в нашей стране не пройдет. Но и вариант с премьером – реальным главой государства потребует таких изменений в Конституцию и такого разрыва с предшествующими традициями, что затраты не будут стоить выделки.
Скорее всего, в предстоящие 4 года Путин сосредоточится не столько на подыскании и воспитании преемника (хотя и этого отрицать нельзя), сколько на выстраивании такой работы, где переход от одного лидера к другому проходит с минимальными последствиями для устойчивости власти.