Эта крылатая фраза принадлежит Александру Суворову. Великий полководец писал: «Береги пулю на три дня, и иногда и на целую кампанию, как негде взять. Стреляй редко, да метко; штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится». Известно, что на старейшем оружейном предприятии – Златоустовской оружейной фабрике штыки производили недолго, и это была не основная продукция. Но здесь готовили самые надежные клинки. С булатной сталью Златоуста воины российской армии выиграли не одно сражение, а искусство украшения белого оружия мастерами ЗОФ получило мировую известность.
В музее Златоустовской оружейной фабрики хранятся около пяти тысяч экспонатов. Это образцы изделий, которые изготавливали на предприятии в течение двух столетий. Уникальную коллекцию собирали нескольких лет и со всех уголков мира: строевое и украшенное холодное оружие, предметы быта, сувениры, панно. Настоящими произведениями искусства являются и работы современных мастеров, которые достойно продолжают традиции, заложенные в XIX веке, когда началась история зарождения искусства златоустовской гравюры. При открытии фабрики в 1815 году в Златоуст были приглашены иностранные специалисты из оружейных центров Европы. Для украшения оружия и обучению этому ремеслу русских учеников приехали Шафы - одни из лучших в Золингене. Они владели древним способом украшения металла через огонь. Рисунки на клинках отвечали традициям их родины. Это было, чаще всего, перекрещенное оружие, лавровые ветви, рог изобилия - не более трех символических рисунков и не имеющих единой композиции. Свое умение они передавали русским ученикам, которые, как оказалось, во многом превзошли своих учителей. Такой победой национального таланта Златоуст обязан двум мастерам Ивану Бушуеву и Ивану Бояршинову. В отличие от иностранных они заменили иглу на кисть, а вместо одиночных рисунков они начали выстраивать настоящие композиции. И вот на волне патриотического подъема, к десятилетию Отечественной войны 1812 года появилось памятное холодное оружие. Клинки были украшены картинами подлинных исторических сюжетов. В Эрмитаже хранится сабля Ивана Бушуева, которую мастер сделал в 1824 году. На одной стороне клинка – бегство Наполеона из Москвы, на другой сражение под Парижем. Еще один шпажный клинок Бушуева запечатлел панораму перехода русской армии через реку Березину и разгром войск маршала Виктора.
Наука побеждать. Полководец Суворов на клинке мастера Виталия Нашатырёва
В оформлении белого оружия, златоустовские мастера всегда оставались верны традициям украшения. Это и глубокий замысел сюжета, и техника выполнения. Клинок, посвященный великому полководцу Александру Суворову, как нельзя лучше отвечает сегодняшнему настроению в обществе – времени национального самосознания и народного единства. За Александром Суворовым числится немало великих сражений и побед: взятие Берлина, осада крепости Очаков, штурм Измаила. Из богатой военной карьеры генералиссимуса художник Виталий Нашатырёв решил взять два события. Первой у мастера холодного оружия определилась композиция ножен. Многофигурная сцена изображает переход Суворова через Альпы. Историческую панораму событий дополняет классический орнамент обрамления, дубовые ветви и элементы российской символики, в том числе на наконечнике орден Святого Владимира. С другой стороны ножен надпись – слова А.В. Суворова: «Храни в памяти имена великих людей и своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру». Сценой сражения у Чертова моста украшен клинок кинжала. С одной стороны клинка – левый берег реки Рейх, с другой – правый. На дальнем плане сам Чертов мост. В миниатюрной композиции запечатлены фигуры десятка солдат: русских воинов и их противников на поле брани. Легко разглядеть лица и самые малые детали одежды и вооружения. Многоступенчатость рельефа потребовала особой техники исполнения, художнику-граверу пришлось применить шесть травлений. Рукоять кинжала также украшена с двух сторон, с одной – портретом Суворова, с другой Павла I. Эти миниатюрные портреты выполнены в стиле пуантилизма.
Кинжал содержит также элементы символики того времени – герб Павла I с мальтийским крестом, а также российские звезды и звезду Александра Невского. В изготовлении оружия применены традиционные методы: золочение, серебрение, синение, подрезка.