Найти в Дзене
Серентизм

Кто живёт в монастырях? Иллюзии и реальность. Часть 4

Оглавление

Это окончание. Начало можно не читать, но лучше прочесть.
Вот здесь первая часть – там очень коротко описан монастырский быт.
Вот здесь вторая часть. Там я писал про монаха-еретика, оскорбив многих верующих.
Вот здесь третья часть – там про соседа по келье, границу РФ и прочие мелочи.

А в данной статье вы прочитаете ещё об одном насельнике (обитателе) православного монастыря, в котором мне довелось пожить около восьми лет назад.

Братия Горнальского монастыря
Братия Горнальского монастыря

История эта грустная, она бросает тень на великолепную вылизанную картинку монастырской жизни, которую нам рисует РПЦ (да и другие Ц). В действительности монастырь – это нечто среднее между колхозом и заводом, где половина рабочих – пьяницы, уголовники и люди с психическими отклонениями.

Они не находят себе места в обычной жизни и идут в монастырь, где их ждёт еда, крыша над головой и простая работа. Это реальный шанс для них найти стабильность и не погибнуть во враждебном мире. Они, в большинстве своём, не становятся монахами, они просто там живут и работают.

Среди них были и женщины, о чём я упоминал в предыдущих статьях.

Большинство обитателей монастыря не являются монахами. По крайней мере, того монастыря, где я жил – Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь в Курской области. Монахи, в основной своей массе – это более здравомыслящие и чистые люди, хотя, встречались и среди них удивительные персонажи, взять того же «старца» Сергия, описанного во второй части материала.

Здесь я хочу рассказать ещё об одном насельнике, статус которого был очень таинственен. Был он монахом или нет – непонятно, и сам он не признавался.

Антон

Он представлялся как Антон, так его все и называли. Однако он имел монашеское одеяние, хотя и носил его очень редко. Был он монахом или нет, я так и не понял – и не я один. Склоняюсь к тому, что всё-таки не был.

Антон был очень жизнерадостным и эмоциональным мужчиной лет около 45. Он любил обсуждать две темы – музыку и насилие.

Его музыкальные вкусы были довольно неожиданны – он любил KISS, Queen (Фредди Меркьюри), Iron Maiden, AC/DC, Scorpions. В общем, фанател по пионерам хард-рока.

Музыканты группы KISS
Музыканты группы KISS

Бывало, он подсаживался ко мне во время перерывов в работе на монастырском поле и рассказывал о том, какие чувства он испытывает, слушая их.

Время от времени он вскакивал и начинал петь, подражая движениям гитариста, как бы наигрывая на невидимой гитаре.

Иногда Антон жаловался, что уже очень давно их не слышал, а игумен (настоятель) запрещает ему это петь. Антон не разделял его консерватизм, говоря, что это просто музыка, и диавол здесь ни при чём, и всё-таки бурчал под нос, изображая гитарные рифы.

Однажды, он сказал, что я похож на человека, у которого может быть плеер, и спросил, не могу ли я дать ему послушать кого-то из его любимых исполнителей. Я был вынужден отказать, потому что наши музыкальные предпочтения немного расходились.

Убранство монастырского храма в праздничный день
Убранство монастырского храма в праздничный день

Другой интересной чертой Антона являлся бешеный, иррациональный страх перед уголовниками.

В монастырях таких достаточно. Иногда это «завязавшие», иногда они там просто скрываются. Когда Антон видел чье-то неинтеллигентное лицо, он опускал глаза или быстро уходил.

Когда же чувствовал себя в безопасности, рассказывал, как с ним обходятся соседи по келье (у них там жили человек шесть в комнате). Понять что-то из его рассказов было очень сложно, потому что он начинал с самой кульминации, а затем всё повторял и повторял, приводя всё больше подробностей.

Антон говорил что-то вроде: «А он меня хватает вот так за шею [показывает, хватая себя за шею], потом вот так в живот, и я вот так [сгибается и присаживается на корточки], потом опять…»

Он изображал, как его избивают, примерно так же, как он изображал гитариста AC/DC.

Кучка призывников, прибывших в монастырь за благословением, 2012 год
Кучка призывников, прибывших в монастырь за благословением, 2012 год

Со временем я понял, что его рассказы про избиение – это причудливая смесь событий из прошлого, событий настоящего и нафантазированных страхов.

В прошлом он жил в другом монастыре, и видимо, что-то такое там всё-таки происходило. В Горнальском монастыре вряд ли его кто-то избивал, хотя люди, с которыми он жил в одной комнате, вид имели такой, что могли пробудить имеющиеся душевные раны и страхи.

В любом случае наблюдать за Антоном было очень грустно и больно. Однажды он даже предостерегал меня от своих соседей, говоря, что они представляют опасность, и утверждал, что мне очень повезло, что игумен поселил меня с послушником Александром (о нём я рассказывал в прошлой статье).

Я тоже был благодарен игумену за умного и здравого соседа. Думаю, он это сделал намеренно, чтобы не шокировать неподготовленного к монастырской реальности мирянина.

В праздничные дни монастырь становился очень людным местом
В праздничные дни монастырь становился очень людным местом

Заключение

Все четыре статьи написаны человеком по имени Александр Кадмос. В те годы я был журналистом и жил в Курске, сейчас же я священник в Санкт-Петербурге (но не отношусь к РПЦ).

Этот материал не имеет цели оскорбить кого-то или опорочить христиан – он просто правдив и не содержит украшений, делающих монастырскую картинку более привлекательной, чем она есть в действительности.

В целом монастырь оставил по себе самые светлые чувства и воспоминания, я многое увидел и многому научился. Полагаю, каждому, считающему себя христианином следует иметь такой опыт, по крайней мере, чтобы больше знать о своей Церкви и понимать, что это такое, а не пребывать в плену иллюзий.

***

Все фото взяты с официального сайта монастыря gornal.prihod.ru (кроме фото группы KISS, конечно).

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!

____________________________________________