Это окончание. Начало можно не читать, но лучше прочесть.
Вот здесь первая часть – там очень коротко описан монастырский быт.
Вот здесь вторая часть. Там я писал про монаха-еретика, оскорбив многих верующих.
Вот здесь третья часть – там про соседа по келье, границу РФ и прочие мелочи.
А в данной статье вы прочитаете ещё об одном насельнике (обитателе) православного монастыря, в котором мне довелось пожить около восьми лет назад.
История эта грустная, она бросает тень на великолепную вылизанную картинку монастырской жизни, которую нам рисует РПЦ (да и другие Ц). В действительности монастырь – это нечто среднее между колхозом и заводом, где половина рабочих – пьяницы, уголовники и люди с психическими отклонениями.
Они не находят себе места в обычной жизни и идут в монастырь, где их ждёт еда, крыша над головой и простая работа. Это реальный шанс для них найти стабильность и не погибнуть во враждебном мире. Они, в большинстве своём, не становятся монахами, они просто там живут и работают.
Среди них были и женщины, о чём я упоминал в предыдущих статьях.
Большинство обитателей монастыря не являются монахами. По крайней мере, того монастыря, где я жил – Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь в Курской области. Монахи, в основной своей массе – это более здравомыслящие и чистые люди, хотя, встречались и среди них удивительные персонажи, взять того же «старца» Сергия, описанного во второй части материала.
Здесь я хочу рассказать ещё об одном насельнике, статус которого был очень таинственен. Был он монахом или нет – непонятно, и сам он не признавался.
Антон
Он представлялся как Антон, так его все и называли. Однако он имел монашеское одеяние, хотя и носил его очень редко. Был он монахом или нет, я так и не понял – и не я один. Склоняюсь к тому, что всё-таки не был.
Антон был очень жизнерадостным и эмоциональным мужчиной лет около 45. Он любил обсуждать две темы – музыку и насилие.
Его музыкальные вкусы были довольно неожиданны – он любил KISS, Queen (Фредди Меркьюри), Iron Maiden, AC/DC, Scorpions. В общем, фанател по пионерам хард-рока.
Бывало, он подсаживался ко мне во время перерывов в работе на монастырском поле и рассказывал о том, какие чувства он испытывает, слушая их.
Время от времени он вскакивал и начинал петь, подражая движениям гитариста, как бы наигрывая на невидимой гитаре.
Иногда Антон жаловался, что уже очень давно их не слышал, а игумен (настоятель) запрещает ему это петь. Антон не разделял его консерватизм, говоря, что это просто музыка, и диавол здесь ни при чём, и всё-таки бурчал под нос, изображая гитарные рифы.
Однажды, он сказал, что я похож на человека, у которого может быть плеер, и спросил, не могу ли я дать ему послушать кого-то из его любимых исполнителей. Я был вынужден отказать, потому что наши музыкальные предпочтения немного расходились.
Другой интересной чертой Антона являлся бешеный, иррациональный страх перед уголовниками.
В монастырях таких достаточно. Иногда это «завязавшие», иногда они там просто скрываются. Когда Антон видел чье-то неинтеллигентное лицо, он опускал глаза или быстро уходил.
Когда же чувствовал себя в безопасности, рассказывал, как с ним обходятся соседи по келье (у них там жили человек шесть в комнате). Понять что-то из его рассказов было очень сложно, потому что он начинал с самой кульминации, а затем всё повторял и повторял, приводя всё больше подробностей.
Антон говорил что-то вроде: «А он меня хватает вот так за шею [показывает, хватая себя за шею], потом вот так в живот, и я вот так [сгибается и присаживается на корточки], потом опять…»
Он изображал, как его избивают, примерно так же, как он изображал гитариста AC/DC.
Со временем я понял, что его рассказы про избиение – это причудливая смесь событий из прошлого, событий настоящего и нафантазированных страхов.
В прошлом он жил в другом монастыре, и видимо, что-то такое там всё-таки происходило. В Горнальском монастыре вряд ли его кто-то избивал, хотя люди, с которыми он жил в одной комнате, вид имели такой, что могли пробудить имеющиеся душевные раны и страхи.
В любом случае наблюдать за Антоном было очень грустно и больно. Однажды он даже предостерегал меня от своих соседей, говоря, что они представляют опасность, и утверждал, что мне очень повезло, что игумен поселил меня с послушником Александром (о нём я рассказывал в прошлой статье).
Я тоже был благодарен игумену за умного и здравого соседа. Думаю, он это сделал намеренно, чтобы не шокировать неподготовленного к монастырской реальности мирянина.
Заключение
Все четыре статьи написаны человеком по имени Александр Кадмос. В те годы я был журналистом и жил в Курске, сейчас же я священник в Санкт-Петербурге (но не отношусь к РПЦ).
Этот материал не имеет цели оскорбить кого-то или опорочить христиан – он просто правдив и не содержит украшений, делающих монастырскую картинку более привлекательной, чем она есть в действительности.
В целом монастырь оставил по себе самые светлые чувства и воспоминания, я многое увидел и многому научился. Полагаю, каждому, считающему себя христианином следует иметь такой опыт, по крайней мере, чтобы больше знать о своей Церкви и понимать, что это такое, а не пребывать в плену иллюзий.
***
Все фото взяты с официального сайта монастыря gornal.prihod.ru (кроме фото группы KISS, конечно).
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!
____________________________________________