Всё началось с прошлогодней поездки в Нижний Новгород. На экскурсии по городу на Стрелке нам показали удивительной красоты стальные конструкции, которых я никогда до этого не видела.
Сказали, что их спроектировал для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года то ли сам архитектор Шухов, то ли кто-то из его учеников. Потом они были обложены кирпичом, превращены в пакгаузы и так простояли до 2016 года, когда грузовой порт был перенесен, большинство его построек снесено, а рядом начали строить стадион к чемпионату мира по футболу 2018 года. Я их сфотографировала – и успокоилась. А недавно выложила фото на Фейсбук, и одна знакомая попросила рассказать о них поподробнее…
То, что вы прочитаете – результаты моих «раскопок».
Много раз мы с мамой ходили на теплоходах по Волге, поэтому территорию нижегородской Стрелки (места слияния Волги и Оки) я помню очень хорошо. Помню и невзрачные белые пакгаузы, которые очень мешали рассмотреть с воды собор Александра Невского. Оказалось, что именно они и хранили те самые конструкции.
Прежде всего, я залезла в Википедию и в статье о Владимире Шухове прочитала:
«В. Г. Шухов является изобретателем первых в мире гиперболоидных конструкций и металлических сетчатых оболочек строительных конструкций (патенты Российской империи № 1894, № 1895, № 1896; от 12 марта 1899 года, заявленные В. Г. Шуховым 27.03.1895 −11.01.1896). Для Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде В. Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатых оболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башню удивительной красоты (была куплена после выставки меценатом Ю. С. Нечаевым-Мальцовым и перенесена в его имение Полибино (Липецкая область), сохранилась до настоящего времени). Оболочка гиперболоида вращения явилась совершенно новой, никогда раньше не применявшейся в архитектуре формой».
Сохранилось и фото А.С. Карелина 1896 года, на котором видна та самая башня и один из павильонов. Башня носит имя инженера А.В. Бари, так как в его компании изобретатель проработал на должности главного инженера с 1880 по 1915 год. Как видим, павильон был сплошь остеклен.
Казалось бы, всё понятно: вот павильон, вот Шухов. Смущало лишь то, что конструкции на Стрелке почему-то не значились в числе сохранившихся сооружений архитектора.
Я начала копать дальше, и прежде всего, обнаружила, что выставка 1896 года располагалась отнюдь не на Стрелке, а немного выше по течению Оки. Она была грандиозной: 172 павильона. Однако причем тут Стрелка? Стала искать дальше – и обнаружила совершенно другую версию.
Вот что написано в статье Светланы Кондратьевой «Неудобное открытие: во что превратятся пакгаузы на нижегородской стрелке», опубликованной 13.10.2016:
«Единственным зданием выставки, которое не было построено с нуля, стал её главный павильон. Ради экономии в город по реке перевезли конструкцию, служившую центральной площадкой на предыдущей, 15-й выставке, проходившей в Москве на Ходынском поле. Над этим большим — 35 тысяч квадратных метров, — но необыкновенно изящным сооружением работали архитектор Александр Резанов (сподвижник Константина Тона) конструкторы Герман Паукер и Иван Вышнеградский (будущие министры путей сообщения и финансов), Август Вебер и Александр Каминский. Глядя на старые фотографии, легко понять, почему конструкцию повторно выбрали для главного здания выставки.
«В плане она представляла две кольцевых галереи, которые соединяли восемь павильонов, поставленных радиально. Каждый имел трёхчастную симметричную структуру — один высокий неф и два низких. Семь павильонов имели длину в четыре пролёта, а восьмой, главный — в пять. При сборке в Нижнем Новгороде он к тому же был поставлен на стилобат. Внутри этой конструкции располагался сквер с площадкой для оркестра и праздничных речей», — говорит архитектор Плеханов.
Интересно, что жизнь Главного павильона оказалась гораздо более долгой, чем у остальных. После окончания всех мероприятий несколько его частей были куплены, как предполагается, городским головой Сироткиным для пароходного товарищества «Русь». Их передвинули ближе к реке, и дальнейшую судьбу конструкций можно сравнить со сказкой «Золушка» в той части, где часы пробили полночь. Ажурные перекрытия стали выполнять хозяйственные функции, а после того как на Стрелке появился закрытый порт, павильоны превратились, по сути, в сараи, набитые до потолка. Их освободили относительно недавно в связи с выводом организации с территории. Так прошло несколько десятков лет безвестности. Однако роль «доброй феи» в этой истории сыграли историки и городские активисты. Год назад в рамках Дней архитектуры Марина Игнатушко смогла организовать в порту экскурсию. Фотографии с мероприятия выложили в сеть — и с этого началось второе рождение почти забытых конструкций»...
Верна ли эта версия? Скорее всего, да. И дело не только в авторитете нижегородских архитекторов, но и в… фотографиях. На старых изображениях «ротонды Шухова» видно, что его конструкции выглядят совершенно иначе…
В любом случае, радует, что уникальные конструкции были сохранены - во многом благодаря активности нижегородцев!
А в 2019 году в Нижнем Новгороде впервые прошел Международный фестиваль искусств «Стрелка», декорациями которого стали те самые конструкции. Вечером в свете прожекторов они выглядели фантастически!