Как офисному центру восстановиться после кризиса, и подошел ли он к концу на самом деле?
Режим самоизоляции уже отразился на рынке офисной недвижимости и может заметно повлиять на него после пандемии. Вынужденная удалённая работа почти всей страны, организованная многими за считанные дни, может изменить фундаментальные подходы к планировкам пространств, оборудованию рабочих мест, существенно повлиять на развитие гибких офисов.
Источник: https://nsp.ru/commerce/news/25243-covid-after-kak-koronavirus-izmenit-rynok-ofisov
Кризис, вызванный пандемией очень специфичен, и темпы восстановления будут сильно зависеть от развития ситуации с коронавирусом и решений, принимаемых властями, способов и сроков отмены отграничений. Собственники офисных центров и его арендаторы стали заложниками ситуации: одним запрещают работать, жестко ограничивая сферу услуг и ее доходность, а другим необходимо поддерживать эксплуатацию здания вне зависимости от того, поступают ли арендные платежи или стоят на паузе.
Однако, даже в этой ситуации существуют решения, и с каждым существующим добросовестным арендатором можно договориться об индивидуальных условиях оплаты аренды, в зависимости от его реальных возможностей. Но как быть с теми, кто в прямом смысле слова "съехал" - освободил офисное пространство? Как быстро получится привлечь на его место нового клиента, и получится ли вообще в краткосрочной перспективе?
Следует осознать, что в данный период погоня за выручкой может только отсрочить арендный поток, и не стоит скупиться на "приятные мелочи", которые не станут слишком затратными для собственников офисного центра, но зато смогут выделить его на фоне конкурентов в разрезе клиентоориентированности.
Больше гибкости и бонусов
Дополнительные услуги офисного центра и гибкость условий по аренде порой оказывают ключевое влияние на выбор арендатора, и если он съехал с одной площади, не договорившись о взаимовыгодных условиях, то вполне сможет заселиться в другой, даже несмотря на географический фактор. Что можно предложить?
- Ступенчатая арендная ставка - вполне себе вариант согласовать в индивидуальном порядке сроки, в течение которых арендатор выйдет на требуемую арендную ставку, а компенсировать недополученную прибыль в ходе этой "ступенчатости" всегда можно в ближайшем будущем периоде;
- Отсрочка арендной платы - тоже вариант. Правильно составленный договор аренды в разрезе условий оплаты и сроков действия договора минимизирует риски;
- Бесплатный или с временным дисконтом клининг арендованной площади, паркинг, реклама внутри офисного центра/на сайте или фасаде и пр.
Итоговый набор опций зависит только от возможностей офисного центра, вплоть до подарочных абонементов в местный общепит (Можно также договориться с арендатором общепита о временном предоставлении обедов другим арендаторам в счет аренды) - все это работает!