С начала всей этой истории с коронавирусом прошло уже достаточно времени, чтобы можно было сделать если не предварительные, то хотя бы промежуточные выводы. Мы ещё не знаем, как нынешние драматические события отзовутся в нашей жизни (хорошего ждать не приходится), однако очевидно, что анализировать случившееся нужно, беря во внимание три аспекта:
• Коронавирус
• Мы
• Власть
С тем, что коронавирус существует и представляет собой опасность, кажется, согласились даже самые последовательные сторонники теорий «вы всё врёте» и «это всемирный заговор». Во-первых, при наличии гробов, которые многие видели своими глазами, смертность отрицать сложно. А, кроме того, заговор, если он и есть, не может быть основан на пустом месте. Ну, не бывает так, что все живы-здоровы и при этом бьются в истерике.
Линия обороны отрицателей проходит, в основном, по тезису «коронавирус не страшнее гриппа, а остальное придумали правительства в своих интересах». Доля истины в этих рассуждениях есть. Правительства всегда придумывают что-то в своих интересах. Вот, к примеру, мэр Собянин подсуетился и организовал онлайн-обсуждение проектов программы реновации. Но всё-таки давайте не менять местами причины и следствия. Сначала эпидемия, потом - рассуждения, как бы её использовать.
Ещё раз позволю себе забежать вперёд и скажу, что не столько многочисленные, сколько активные отрицатели – люди, безусловно, чрезвычайно полезные для власти. Я бы именовал их «полезными интеллектуалами» и рекомендовал правительству учредить специальные нагрудные значки, которые можно было бы вручать в торжественной обстановке. Думаю, это дело скорого будущего.
Однако вернемся к основной теме. Мой возраст, а мне уж минуло шестьдесят, давно излечил меня от юношеского простодушия. И на известный вопрос из анекдота: «Ты кому веришь, жене или своим бесстыжим глазами?» - я твердо отвечаю: «Своим глазам». Кроме того, я точно знаю, что прежде чем высказываться, нужно выслушать специалистов, а, главное, собрать заслуживающую доверия информацию. Теперь такая информация у меня есть.
О том, что такое коронавирус, мне рассказали друзья, которые переболели или болеют сейчас. (К сожалению, среди моих знакомых есть и те, кто уже ничего не расскажут).
О том, что такое коронавирус, мне рассказали знакомые (подчеркиваю, знакомые) практикующие врачи, знающие предмет по своей ежедневной работе.
Да, коронавирус существует. Это серьёзное, непонятное и опасное заболевание. Не бубонная чума, конечно, но и никак не грипп. Болеют – и взрослые, и дети, и старики. Передаётся вирус легко, а переносится тяжело, это подтверждают все. Один мой товарищ (он выбрался) сказал так: «Полное ощущение, что кто-то жрёт мои лёгкие». Сам по себе вирус не убивает, но блокирует возможности иммунной системы. Особенно скверно, что он непредсказуемо влияет на деятельность самых разных органов. У одного это лёгкие, у другого сердце, у третьего печень и т.д. Предвидеть, куда именно шарахнет, – пока невозможно. Людей убивает не только пневмония, хотя тут показатели особенно тревожны: выкарабкивается в лучшем случае каждый пятый из тех, кого подключили к ИВЛ. Кто-то уходит от оторвавшегося тромба, других губит диабетическая кома, инсульт.
Врачи круглосуточно ищут более-менее надежные способы противодействия. Например, знаю, что некоторым больным дают препараты, препятствующие образованию тромбов. В других случаях используют средства от малярии, ВИЧ-инфекции. Врачи не отходят от больных день и ночь, вытаскивают их с того света – это ни в коем случае не преувеличение. И героические врачебные усилия, уверен, ещё будут оценены. Беда в том, что пока рассчитывать можно только на это геройство. Потому что очевидно: медицина у нас есть, а вот здравоохранения – нет.
Теперь перейдем ко второй теме наших заметок. Поговорим о том, как мы с вами реагируем на свалившееся несчастье. То, что с каждым днём людям становится всё тяжелее, - не удивительно. Очень нелегко соблюдать карантин, и чисто психологически, и особенно, когда понимаешь, что экономика всей твоей семьи летит в пропасть, пока ты сидишь взаперти. Тем более нелегко, когда видишь, что невразумительные действия власти только ухудшают ситуацию.
Нужен ли карантин, как он должен проходить – вполне резонные вопросы. Досадно другое: с каждым часом всё активнее становятся «полезные интеллектуалы». Они принялись сейчас с редкостным энтузиазмом манипулировать цифрами. Вдруг явилась какая-то статистика (источник, как правило, не называется), согласно которой в России в I квартале народу умерло меньше, чем год назад.
Пусть так. Я даже не буду говорить о том, что не только непонятно откуда взятые, но и официальные данные нашей статистики не внушают мне доверия. Тут важнее другое: это же чистое шулерство, брать сведения I квартала (напомню, это три месяца) и делать вид, что говоришь о периоде с января по май. В статику I квартала апрель не входит, а в марте у нас всё только начиналось.
Есть ещё один, такой же «убойный» аргумент: от лёгочных заболеваний нынче умерло народу меньше, чем в прошлом году.
Во-первых, коронавирус – это не только пневмония (мы уж об этом говорили).
Во-вторых, и это главное: товарищи дорогие, ну вы подумайте головой! Ведь вся медицина брошена сейчас на борьбу с коронавирусом. Спешно открываются клиники, перепрофилируются уже существующие. Врачи, все, кто только может, отправлены на этот фронт. Усмехаться при этом, мол, что за эпидемия, народу-то умерло мало, - это какое-то удивительное сочетание наглости и глупости. Да потому и умерло мало, что врачи из клиник не выходят сутками!
Я много раз слышал разговоры о том, что коронавирус опасен не больше гриппа. Но ни разу не встречал сообщения, что некто, уверенный в пустяковости этого заболевания, пошёл помогать в больницу. Ну, а что, в самом деле. Вирус – это же не страшно!? Так пойдите, попроситесь. Наверняка какую-нибудь работку, хоть мусор выносить, вам найдут.
Еще и ещё целый ряд любопытных аргументов. Говорят, к примеру, что опасно для больных и стариков, а заперли всех. Звучит красиво, но ведь понятно уже, что опасно всем, болеют и старый, и малый, так что выборку устроить невозможно. Или ещё замечательное рассуждение: иммунитета не будет, пока все не переболеют, так что надо заканчивать с карантином, а если кому суждено не пережить – значит, судьба такая. По-моему, людоедская логика. Тут ведь дело не в том, что кому-то не жалко своих близких (у них они, как правило, надёжно упрятаны). Нет, этой публике не жалко моих близких. А вот, скажем, у меня дома есть два человека, которым болеть нельзя. Ну, то есть совсем нельзя. И только режим самоизоляции удерживает меня от того, чтобы дать в рожу тем флегматичным фаталистам, которые полагают, что если кому не повезло, так что уж делать…
Встречал я в последнее время и апелляции к опыту других стран. Вот, мол, там всё открывается, а нас всё держат. Тут я согласен. Надо дать возможность тем, кому не терпится, уехать отсюда. Пусть едут в прекрасные, вылечившиеся страны и не ноют.
Снова скажу, «полезные интеллектуалы» - публика, чрезвычайно полезная власти. Потому что для власти гораздо лучше, когда говорят, что меры избыточны и пора всё прекращать, лучше, когда строят конспирологические версии вместо того, чтобы спросить: почему же у вас, братцы, такой бардак кругом?
И тут мы переходим к третьей теме нашего невесёлого повествования – к оценке того, как действует власть.
Со стыдом должен признаться, что когда президент объяснял, что мы всё знали заранее, а потому подготовились, я ему поверил. Также признаюсь, что когда нам рассказывали историю о том, как в 70-х купировали вспышку привезённой из Индии чумы, я думал, что это непроста. Мол, намекают, что и сейчас – малой кровью, могучим ударом. Действительность оказалась удручающей.
За два с лишним месяца власть не смогла даже определиться с одним, всем понятным источником информации. Об эпидемии высказываются все, кому не лень. Причем, публика всё высокопоставленная, вроде бы каждому верить нужно. Скажите на милость, с какой радости выпускает комментарии МЧС? Почему постоянным спикером стал Роспотребнадзор? Они здесь причем вообще? Может быть, ограничиться министерством здравоохранения? Ну, это хотя бы логично.
За два с лишним месяца ведомства не договорились и о том, какими должны быть профилактические меры. Ну, кроме мытья рук, конечно. Вроде бы объясняют, что маски носить надо, а теперь даже грозят штрафами за ослушание. Но параллельно звучит другое заявление: здоровым маски носить ни к чему. И тут же ещё информация: значительный процент заражённых болеет бессимптомно. Простите, но если люди болеют бессимптомно, они же уверены, что здоровы, и, разгуливая без масок, заражают всех вокруг. Нет? Я не прав? Вопрос не праздный, потому что если я прав, так то, чем занимается власть, называется безответственной болтовнёй.
За два с лишним месяца власть не сумела обеспечить защитными средствами даже врачей, работающих с больными. И не надо мне говорить, что это не так и совать в лицо свои поганые отчёты. Я знаю об этом из первых рук, от тех самых врачей, которые остались один на один с вирусом. Сейчас очень популярны стали сравнения ситуации с военной. Ну, да, осенью 41-го бросали в бой плохо вооружённых и необученных солдат, чтобы они хоть на день, хоть на полдня задержали врага. Теперь так же бросают врачей. Но простите, тогда действительно была война, и война не на жизнь, а на смерть, а сейчас – просто эпидемия. Такая же через год может повториться. Тогда что?
Карантин в том виде, в каком он реализуется сейчас, не решает ни одной проблемы, а создаёт новые. Любая житейская мелочь приобретает огромные масштабы, потому что ни одна нештатная ситуация не предусмотрена. Вот я снова вспомню эту знаменитую историю со столичным метро. Неужели невозможно было предвидеть, что если ты вдруг начинаешь проверять пропуска, то немедля образуется толчея? На это много ума надо, что ли? И это Москва, а ведь похожие истории могут рассказать в каждом регионе.
Я не буду говорить о нынешнем состоянии здравоохранения. О том, чего добилось нынешнее поколение эффективных менеджеров, сказано достаточно. Не буду снова сетовать на совершенно утерянный мобилизационный опыт (именно это влечет за собой и людские, и экономические потери). Я о другом. Ну, раз понятно, что созданная система не работает, что борьба с коронавирусом проходит в условиях жуткой неразберихи, может быть, всё-таки решиться на какие-то серьёзные меры? Определить задачи, сроки и гнать взашей тех, кто не справляется? Да, тут есть опасность, что придётся бить по шее самих себя. Но другого-то выхода уж нет.
Судя по всему, власть собирается сейчас воспользоваться помощью «полезных интеллектуалов». Она, вероятнее всего, согласится с тем, что карантин больше не нужен, а надобно вплотную заняться восстановлением экономики. Кроме того, наверняка выяснится, что принятые меры оказались действенными, эпидемия пошла на спад и можно постепенно переходить к обычной жизни. Чтобы эта карта сыграла, нужно информационное обеспечение. Но за этим дело не станет. Вот уж снова выпущен на арену Онищенко и уже говорит, что коронавирус слабеет. Теперь должно последовать аккуратное сокращение статистических данных о числе заболевших и умерших, что вряд ли станет проблемой. Тесты станут удивительным образом давать отрицательные результаты. Люди, конечно, продолжат умирать, но уже от обычных своих заболеваний, не имеющих отношения к вирусу. А там, глядишь, и рассосётся.
И, в общем, получится, что всё было зря. И умершие, и разрушенная экономика, и замученные люди. Богатые не сильно обеднеют. Бедные просто останутся без штанов (ну да им не привыкать). А в целом всё продолжится. На верхние строчки новостей вернутся Бузова, Собчак и Киркоров. Собственники полетят проведать свою собственность. Обычным гражданам выборочно подкинут деньжат. Кто смогут, займутся огородами. Пенсионеры будут ждать пенсий.
Всем спасибо. Все свободны.
Автор: Руслан Дзкуя