формула (если можно так сказать):
Доход = Скилы * Разговорный английский * Понимание бизнеса * Умение вести переговоры
Разговорный английский
Мне сложно передать насколько это важный скилл, вне зависимости от должности в IT.
И вроде как все понимают, насколько он важен, но мало кто занимается им всерьез. Ключевое слово — разговорный. Если вы не можете поддержать диалог, считайте что английского у вас нет.
Чтобы научиться говорить по-английски, надо говорить по-английски. Стесняться, краснеть, потеть, но говорить. Зона развития расположена вне зоны комфорта.
Понимание бизнеса
Между «просто делать таски в джире» и «понимать на чем продукт зарабатывает деньги» огромная разница. Продакт менеджеры не провидцы. Добрую долю задач, которые ими ставятся, можно сделать проще, сделать позже или не делать вообще.
Когда вы понимаете бизнес, вы начинаете добавлять ценность не только в код, а и в продуктовые решения. А значит, растет и ваша ценность.
Переговоры
Ваши доходы это чьи-то расходы. Если вы не готовы к переговорам, вы их гарантированно проиграете. Литературы на эту тему масса. Из того что мне понравилось — Гэвин Кеннеди «Договориться можно обо всем».
Простой пример:
«Хочу повышение потому что… прошло два года», «… я развиваюсь», «… планирую купить машину» — слабая переговорная позиция. «У меня тут оффер на $4k» — сильная.
Достаточно проходить пару собеседований в год, чтобы быть в курсе ситуации на рынке.