Найти тему
Uniqueness Russia

Евгений Казачков - о киноклубе, работе драматурга и сценариста, о сочинении документальных пьес | РСИЧ

Евгений Казачков — сценарист, драматург, креативный директор компании Lorem Ipsum.
Евгений Казачков — сценарист, драматург, креативный директор компании Lorem Ipsum.

Начну с последней новости. Вы открыли свой онлайн-киноклуб. В чём его уникальность? Я имею в виду, что сейчас очень много киношкол и курсов по истории кино. Чем он будет отличаться от остальных курсов и школ?

  • Тем, что это не школа, а именно клуб. Новые знания там будут, но будет много непринужденного общения, личного вклада участников, и нету жёсткой необходимости посещать все «занятия», потому что это скорее встречи клуба, чем «жесткая образовательная программа». И, конечно, никаких экзаменов и зачётов.

На каждом уроке Вы разбираете какой-либо жанр. А на каких фильмах будете разбирать? Назовите буквально парочку [фильмов].

  • На каждой встрече будем разбирать один жанр, а до того смотреть один фильм в этом жанре и ссылаться на примеры из него и других фильмов. Назвать, сейчас, к сожалению, не могу, мне нужно пару дней, чтобы определиться с самими фильмами. За неделю мы будем участникам говорить, какой фильм смотрим. И присылать ссылку на "ivi"(потому что участники получают подписку). Но это будут не заезженные фильмы. И из тех, что можно посмотреть и в дубляже, и с субтитрами. [Через пару дней Евгений назвал некоторые фильмы: романтическая комедия «Как отделаться от парня за 10 дней», триллер «Проверка на дорогах», ужасы «Бабадук»]
-2

Понятно. А почему берёте, как Вы сказали, не заезженные фильмы? Сюжет заезжанных филмов людям уже известен наизусть. Чу-чуть не понимаю Вас в этом плане.

  • Чтобы в рамках клуба люди посмотрели что-то новое и свежее для себя. Тут вдруг появляется возможность, что фильмы не обязательно будут новыми. Но скорее не заезженными для участников клуба.

Я поняла. А можно поинтересоваться, почему всего лишь 4 встречи?

  • Встреч будет гораздо больше. Просто пока что анонсировано только четыре.

А, тогда ясно. А Вы планируете затронуть все жанры кино?

  • Да, по возможности.

Понятно. Поскольку сейчас продлили карантин до середины мая [Интервью записано 29 апреля] то расскажите, пожалуйста, чем занимаетесь на карантине? Может быть, какие-то проекты готовите (кроме киноклуба)?

  • Моя основная работа в Lorem Ipsum не останавливается, работаем над выставкой. Провел два занятия для Московской Школы Кино, провёл большое занятие для школы «Глагол», немного продвинулся в большой пьесе и сделал квиз для друзей.

Я правильно понимаю, карантин вообще не сломал Ваши планы, да?

  • Карантин отменил показ нашего спектакля в программе Russian Case Золотой Маски и перенес на неопределённый срок саму церемонию вручения Масок. Ну и ещё у нас были билеты на лекцию-ужин Ильи Колмановского. Это тоже, надеюсь, перенеслось, а не отменилось. Еще была запланирована огромная встреча бывших сотрудников рекламного агентства, где я работал в середине нулевых. Надеюсь, хотя бы летом встретимся.

Ясно. Знаете, когда вчера Вы согласились на интервью, я выложила в сторис Инстаграм окно для вопросов, которые бы хотели задать наши подписчики. Я, честно, удивилась, но очень много людей написало вопрос: "Когда он придёт на интервью к Шихман?". Удовлетворите любопытство наших подписчиков, пожалуйста.

Ирина Шихман — автор YouTube-канала "А поговорить", журналист, интервьюер.
Ирина Шихман — автор YouTube-канала "А поговорить", журналист, интервьюер.
  • Никогда или очень не скоро. Ирина берёт интервью у популярных известных людей, у учёных или у тех, кто может высказаться по какой-то остро актуальной теме. Я не отношусь ни к какой из этих категорий. К тому же Ирина старается не брать интервью у друзей и близких.

Я поняла, почему много людей задало этот вопрос! Просто в YouTube уже есть наглядный пример подобного интервью: Собчак - Богомолов.

  • Богомолов — знаменитый человек.
Кадр из YouTube-программы "Осторожно, Собчак!" — Ксения Собчак берёт интервью у Константина Богомолова.
Кадр из YouTube-программы "Осторожно, Собчак!" — Ксения Собчак берёт интервью у Константина Богомолова.

Понятно. Ну Вы в своих кругах тоже достаточно знаменитый человек. Например, я Вас знаю с 2016 года - с фестиваля ДНК в Красноярске. А Вы участвовали в создании программы «А поговорить?»

  • Я недостаточно знаменитый для YouTube-шоу с миллионными просмотрами. Я оказывал моральную поддержку создателям программы.
Скриншот с экрана телефона на пролистывании одного из выпусков YouTube-программы "А поговорить?".
Скриншот с экрана телефона на пролистывании одного из выпусков YouTube-программы "А поговорить?".

Я хочу из любопытства спросить, а кем Вам приходится Борис Казачков, реклама которого висит под каждым видео "А поговорить?"?

  • Это мой отец. Он сделал фирменный стиль канала (знак и другие графические элементы).

Понятно, давайте сменим тему. Вы написали две документальные монопьесы: «Топливо» и «Олег Кулик. Игра на барабанах». Можете вкратце рассказать, как происходил процесс написания пьес? Мне всегда было интересно, где пишется это всё: на диване, за столом, на улице, в кафе? Лично Вам где приходит вдохновение?

  • Я написал даже больше документальных пьес. Процесс написания «Топлива» и «Игры на барабанах» состояли из двух частей: долгих интервью и потом долгой работы с расшифровкой, композицией, переписыванием. Писалось всё в разных местах. В основном, дома.

А чем Вы вдохнавляетесь при написании каких-либо произведений?

  • Слово «вдохновение» слишком всех путает. Замените его на «интерес», и всё станет на свои места.

Хорошо, но сама идея произведения рождается спонтанно? Я лично знакома с некоторыми петербургскими писателями, у которых идея рождается не спонтанно. Они ставят себе цель, что они должны (обязаны, скорее, самим себе) написать произведения, во чтобы это не стало, на ту или иную тему. Но я считаю, что всё-таки искусство должно писаться спонтанно, но, может быть, я ошибаюсь... У Вас как происходит зарождение темы произведения?

  • В случае с документальными пьесами тему и идею подсказывает сам материал. К документальной пьесе нельзя подходить с заранее готовыми мыслями, это помешает услышать что-то подлинное. Если у тебя заранее всё придумано, то тебе не нужно заниматься документальным театром, можно просто сесть и самостоятельно всё написать. Документальный подход нужен не для реализации своих заготовок, а для того, чтобы поймать что-то, что нельзя придумать заранее.

Ух-ты, как всё заварочено! Интересненько заварочено! А что Вам больше нравится: сам процесс или смотреть результат? Что для Вас важнее?

  • И то, и то.

Евгений, я всё-таки хотела бы вернуться к теме Вашего киноклуба. Я последние дни всё читала информацию на сайте о Вашем киноклубе и много почитала про некоторые известные киношколы и нашла для себя, если честно, только одно отличие. На сайте Вашего киноклуба очень много вопросов «Почему?» и в конце «разберём и разъясним». Вы вот мне в начале сказали, что отличается тем, что это не школа (нету какой-то обязательной программы). Но! Может быть, я и ошибаюсь, но я даже смотрела уроки в некоторых киношколах и там самое главное: ответить на все вопросы с помощью истории разных жанров. И даже на некоторых сайтах киношкол написано, что по отдельности брать жанры не очень правильно, поэтому в киношколах учат истории кино по такому же, как обычную историю в общеобразовательных школах детям, то есть: идёт такая «цепь событий», что с первого взгляда может показаться, что всё смешалось, но на самом деле, мы наоборот начинаем понимать, как зарождались жанры и как их зарождение связано с какими-то другими жанрами кино. И после этого хочу задать Вам такой вопрос, хоть он уже ничего не изменит или вдруг Вы сможете переубедить меня: а не лучше ли открыть свою киношколу и в таком же формате, как проходят Ваши встречи в киноклубе лучше шаг за шагом заниматься историей кино? Да, такое изучение будет гораздо дольше, чем брать жанр отдельно и каждый урок изучать новый жанр. Как Вы считаете?

  • Для кого лучше и для чего? У вас вопрос немножко из серии "Зачем мороженое? Может лучше обед и пирог, вместо мороженого?".

Лучше для того, человека который придёт получать знания. Почему Вы не решили погрузить участников клуба в историю кино? Да, если Вы считаете, что у меня из серии "зачем мороженое?", то я не против. Если Вам так понятней, то ладно.

  • Я много преподаю и готовлю другие большие курсы. Я предложил ИнЛиберти много вариантов, они попросили именно такой формат.

Мне очень интересно: у Вас было предложение запустить онлайн-киношколу, среди Ваших предложений ИнЛиберти?

  • Да. И от другой организации у меня такое предложение. Мы в процессе обсуждения деталей.

Теперь понятно.

  • Только не школу, а курс. Киношколы у нас уже есть, и у меня нет амбиции создавать целую образовательную институцию.

Ясно. У меня вдруг возник такой вопрос, на ответ на который мне не дал даже интернет. Какое высшее образование надо получить, чтобы стать драматургом? Я когда-то слышала, всего лишь только про одно место: Санкт-Петербургский университет кино и телевидения; там есть факультет экранных искусств. Знаете ли Вы ещё какие-либо учреждения, где этому учат?

  • Театральным драматургом?

Да.

  • Литинститут в Москве, Екатеринбургский государственный театральный институт (где Коляда преподает), РГИСИ в Санкт-Петербурге (где Наталья Скороход). Экранные искусства — это уже про сценаристов кино и телевидения.

А профессия драматурга никак не относится к профессии сценариста, я правильно понимаю? Никак не переплетаются?

  • Драматург и сценарист близкие профессии. Как правило, театральные драматурги ещё и сценаристы (но сценаристы не всегда театральные драматурги).

А Вы по профессии драматург и сценарист?

  • И то, и то.

Евгений, я, возможно, задам не очень корректный вопрос, но мне с того момента, как начала я начала время от времени смотреть документальные пьесы и другие произведения, сочиняют известные драматурги у меня появился вопрос: а сколько, в среднем, зарабатывает драматург? Вот Вы, например, сколько зарабатываете? Можете даже назвать примерную сумму, а не точь в точь.

  • Я зарабатываю не драматургией в основном. Каждый драматург зарабатывает по-своему, всё зависит от очень многих факторов..

А на драматургии возможно хорошо заработать? Или всё равно надо чем-то ещё заниматься помимо?

  • Возможно, но очень непросто. Как правило нужно зарабатывать чем-то ещё. В определенный момент можно жить только от гонораров за пьесы и отчисления от постановок. Некоторым успешным авторам удаётся растянуть этот момент надолго.

Рубрика «Лучшие»

Назовите 5 лучших драматургов!

  • Современных?

Да, давайте лучше современных.

  • Курочкин, Стоппард, Пряжко, Дурненков, Макдонах.

Можете назвать несколько лучших, по Вашему мнению, документальных пьес.

  • Не могу.

Почему?

  • Ну и вспомнить не могу, и некорректно, потому что у меня пьесы документальные, и хорошие скорее спектакли я знаю документальные. Легендарные спектакли «Театр.doc» и «Практики»: «Большая жрачка», «Война молдован за картонную коробку», «Манагер», «Это тоже я».

Ну хотя бы спектакли! Интересно будет посмотреть или, в будущем, сходить на эти спектакли.

  • Спектакли я назвал, сходить можно только на «Это тоже я». Остальные уже не идут.

Мы благодарим Евгения Казачкова за то, что уделил нам время и дал это интересное интервью!

_______________________________________

Интервьюер: София Румянцева

Редактор: Владимир Вольфов

_______________________________________