Найти тему
Beyond reality

Софисты

Главной социальной предпосылкой образования феномена “софистики” является изменения в сфере образования. Образования в древней Греции перестало удовлетворять высокие запросы в связи двумя причинами:

  • Развитие демократии
  • Становление Афинской империи

Демократия тогдашней Греции, конечно, не та демократия, которую мы наблюдаем сегодня. Тогда проблемы государства решались на огромных собраниях граждан. Здесь нужно оговориться, такой режим, безусловно, был не во всех полисах, я рассматриваю Афины в частности.Более того гражданами считалось также не всё население, а только свободные и мужского рода его члены. Ну так вот, на собраниях, дабы выдвинуть свою идею необходимо было заинтересовать всех тебя слушать, не говоря уже о согласии. В связи с этим примитивное образование, которое давалось в школах и выражавшиеся лишь в обучении человека чтению, письму и прочим базовым навыкам, не могло помочь в достижению почтенного статуса в таком обществе.С учётом того факта, что Афинская империя разрасталась, то желание получить лучшее образование возникало все у большего количества людей.Поэтому стали появляться талантливые люди, которых мы с вам называем софистами. Слово “Софист” само по себе означает учитель мудрости, что как раз и описывало их деятельностть. Софисты не только обучали других, но и сами учавствовали в различного рода дисскусиях при публике. Это было своего рода греческим развлечением.Софисты были лишены государственной поддержки, потому такая “игра” на толпу являлось их средством заработки на хлеб.

Затрагивая тему философии софистов, то нужно сказать, что единой философии у софистов не было, поскольку это были разные люди, учившие разным вещам.Вообще софисты занимались популиризации уже имевшихся знаний,однако была одна тема, которая их объеденяла. У них одна была одна общая проблема:проблема отношения природы и человеческого становления. Досократики,в частности Парменид, Эмпедокл и Анаксогор иследовали природу, но с развитием государственности и общества в целом их учения вызывали вопросы о человеческих законах, человеческом обществе. Проблема заключается в том, что человество это не огонь, воздух, вода и земля, таким образом его не объяснить.Вот о том, как нужно его представлять, задаванием гуманитарных вопросов занимались софисты.

Одним из следствием возникновения софистов стало развитие гуманитарных наук, таких как этика и наука о духе,так как они были связано с практическим их применением.Обучая юношей, данные науки были особенно важны с связи с особенностью общественной жизни.

Ещё одной особенностью софистов является способ аргументации. Их метод заключался в том, чтобы специально подбирать противоречия между вещами.Самым ранним представителем учения представляющегося из себя смесь истины с ложью был Гераклит, собственно от которого софисты и взяли такой прием.То есть в моем понимании, софисты были под влиянием учения о противположностях Гераклита.

Самым первым человеком, который объявил себя софистом был протагор из Абдера. Дата его рождения примерно 490 гг. до н.э.. Диоген Лаэртский приводит следующий список его сочинений: “Искусство спора” ,”О борьбе”,”О науках”,”о Государственном правлении”,”О честолюбии”,”О добродетелях”,”О первоначальном порядке вещей”,“о тех, кто обитает в Аиде”,”О неправденых людских деяних”,книга”Наставления”,две книги”О противосуждениях”.Стоит снова сделать оговорку, о том, что досократики не блестоли оригинальности в выборе названий своих сочинений, поэтому достоверно очень сложно говорить о названиях его книг и сочинений, если они вообще были раздельно написаны, а не в одной книге. К сожалению, Ни одно из его сочинений не уцелело.Тем не менее, с его учением мы знакомимся главным образом по сообщениям Платона и Диогена Лаэртия.

Фрагменты:

  • Фрагмент из начала его сочинения “О Богах”. Диоген Лаэртский.

“О богах я не могу знать ни того, что они есть, ни того, что их нет, ни как они выглядят, ибо много препятствий знанию: и неявленность (предмета), и краткость человеческой жизни”.То есть Протагор был осторожным агностиком.

  • Принимая учение Гераклита и Парменида об относительности и противоречивости «человеческого», основанного на чувственном опыте знания, протогор пишет в одном из своих фрагментов: «относительно каждой вещи можно выставить два противоположных тезиса»-фрагмент 6,Еврипид.
  • Одним из главных тезисов Протагора было: ”Человек является мерой всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют”.фрагмент из диалога Платона: ”Протогор”.

Сам Платон интерпретировал этот фрагмент так,что вещи не обнаруживают себя перед людьми такими, какими они являются сами по себе. Перед человеком предстают всегда только определенные стороны или свойства вещей. Например, дующий ветер для кого-то холодный,а для кого-то нет. Из этого получается , что Протогор считал, что бытие определяется человеком.

Заканчивая разговором о человеке, нужно сказать, что Протогор мыслил существование человечества как прогрессивное развитие от ассоциального к социальному.

Библиография: