В Горках знал его любой,
Старики на сходку звали,
Дети — попросту, гурьбой,
Чуть завидят, обступали.
Был он болен. Выходил
На прогулку ежедневно.
С кем ни встретится, любил
Поздороваться душевно...
А. Твардовский
В конце 1921 года Владимир Ильич решил окончательно перебраться в Горки.
— Не нравится мне в этой вашей Москве, — говорил Ленин. — Шум, суета... Тьма народу, и каждый туда-сюда ходит. А останови да спроси — зачем, мол, ходишь — так и не ответит, пожалуй. Другое дело — Горки!
Слово «Горки» Ленин произносил протяжно и округло, будто катился на саночках с большой снежной горы.
Сначала Ильич жил в Горках скромно, занимая небольшой флигелек. Но со временем обстоятельства заставили Ленина перебраться в Большой дом усадьбы Зинаиды Морозовой. Тогда-то Ленин и решил обзавестись собственной тайной комнатой.
Первым делом Ильич повесил на дверь тайной комнаты огромный замок. Ключ от этого замка Ленин украсил шелковой ленточкой и с тех пор всегда носил его на шее, не снимая даже во время купания.
Открыть замок прозренья — задача нелегка.
Известно, что терпенье — ключ этого замка.
— говорил порой Владимир Ильич и загадочно усмехался. Вскоре от Ленина отстали — пускай носит свой ключ, не страшно. Бывают и опаснее причуды.
Чем занимался Ленин в тайной комнате, не известно никому. Надежда Константиновна Крупская несколько раз пыталась подслушать у двери, но так ничего и не услышала, кроме мерных постукиваний, как если бы кто-то колотил чем-то твердым об пол.
Когда состояние Владимира Ильич стало ухудшаться, он очень страдал от того, что не может так же часто бывать в тайной комнате, как раньше. Несколько раз в бреду Ленин умолял отнести его туда, в тайную комнату, но врачи не позволили.
— Ничего, батенька, — сказали врачи. — Ничего, потерпите... Еще успеете.
— Нету сил терпеть, — сказал Ленин и заплакал. На следующий день, 21 января 1924 года, он скончался.
Надежда Константиновна сняла с шеи Ленина ключ и, попросив Николая Ивановича Бухарина сопроводить ее, отправилась в тайную комнату. Открыв дверь, Крупская и Бухарин обнаружили маленький чуланчик без окон. Стены комнаты были неумело окрашены зеленой масляной краской (очевидно, красил сам Ильич). С потолка свешивалась на длинном шнуре тусклая лампочка. Больше ничего в комнате не было. Даже стула.
Впрочем, Бухарин потом говорил, что ему почудилось, будто бы из тайной комнаты выскользнула в коридор какая-то смутная тень. Ну, почудилось и почудилось, с кем не бывает...
---
Спасибо за лайки, друзья. Подписывайтесь!
Еще рассказы: