Найти в Дзене

«Гигантская борода, которая была злом», Стивен Коллинз. Рецензия

изд. «Манн Иванов Фербер» , 2019.

Дейв живёт на острове идеальной формы под названием Тут. Существует ли что-то за его пределами — неизвестно, но всё остальное пространство принято называть — Там. И там страшно. А Тут — прекрасное место с аккуратными улицами, успешными компаниями и одинаково опрятным видом всех его жителей. Дейву нравится эта жизнь и Тут он чувствует себя на своём месте. Каждый день он слушает одну и ту же песню и рисует одни и те же пейзажи. Он ничем не отличается от своих коллег и соседей кроме одного мелкого волоска над губой. Его никогда нельзя было сбрить или вырвать и Дейв к нему привык.

Однажды волосок разрастается до большой бороды и за неопрятность Дейва выгоняют с работы. Потом борода заполняет его комнату, дом, район и начинает угрожать аккуратности всего Тут. На борьбу с ней бросают армию, инженеров и всех парикмахеров города. Но борода только растёт и принимает всё более инфернальные формы. Привыкшие к размеренности горожане испытывают тревогу просто глядя на эту бороду. Сначала заросли просто мешают им идти на работу привычным путём. Потом, из-за нехватки парикмахеров, они начинают сами себя стричь и становятся совсем неопрятными. Неконтролируемая сущность бороды размывает границу между Тут и Там.

Особая прелесть комикса «Гигантская борода, которая была злом» в том, что она является именно тем, чем кажется. Легко читаемой метафорической притчей о пользе спонтанных проявлений анархии. Борода — это профилактическая инъекция хаоса, не способная кому-то реально навредить, но в перспективе, делающая повседневность чуть интереснее. Как Sex Pistols в музыке или Малевич в живописи. Форма, некогда считавшаяся уродливой и возмутительной, придаёт содержанию и духу предмета новые смыслы. Наверное именно поэтому художник Стивен Коллинз пошёл по пути притчи, чтобы интуитивно понятная, но трудно выразимая идея, освободилась от груза конкретных примеров.

Концептуально новых взглядов автор конечно не предлагает. Культура миллениалов полна образов бунтарей, импульсивно меняющих мир к лучшему. Персонаж Дейв отличен разве что тем, что возмутителем спокойствия он стал без явных на то причин. Крошечный волосок, ставший катализатором бедствия, всегда торчал над его губой. Поначалу Дейв переживает из-за бороды не меньше других, но быстро обретает буддистское спокойствие и просто отдаётся стихии. Общая абсурдность описываемого мира позволяет избегать прямых отсылок, например на скрытый гомосексуализм или недовольство системой. Так что борода примет именно те очертания, которые в ней увидит читатель. Сценарное же мастерство Коллинза проявляется в том, что все эти размытые референсы не мешают сюжету оставаться целостным и логично развивающимся.

-5

Такой по-честному вторичный сюжет вряд ли завоевал бы столько внимания у международного комикс-сообщества если бы не мастерское исполнение. Ни одна страница этой увесистой книги не сделана «просто так». Размеренность или хаотичность панелей прямо соотносится с эмоциональным накалом. Гаттеры то расшатывают пространство-время, то прикидываются оконными рамами, а ритмика фона и персонажей построена безупречно. Поначалу минималистичный стиль постепенно приобретает глубину и экспрессию, как бы подчёркивая изменения в мире Тут. Рисунок настолько выразителен, что мог бы и вовсе обойтись без текста, он будто вплетён в общую готическую атмосферу, эмоционально отсылая к ранним фильмам Тима Бёртона.

-6

Если вы имеете привычку перечитывать комиксы, то к «Бороде» вы вернётесь неоднократно. Книга также обладает редким свойством быть гипнотической почти на любом развороте, тем более если вас увлекает поиск авторских ухищрений и спрятанных повествовательных элементов.

_____________________________________________________________________________________

Если вам понравилось поставьте лайк и подпишитесь!

Больше о комиксах и анимации на моём канале и в группе VK

-7